Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 9

Поэзия Г. Р. Державина

Урок 5
«Памятник» и «Река времен...» Г. Р. Державина

Тема смерти и бессмертия в державинском творчестве имеет три решения. Во-первых, решение религиозное, которое утверждает бессмертие души. Во-вторых, это решение гедонистическое, которое утверждает конечность человека, признает эту конечность, но в то же время утверждает ценность его земной жизни. И в-третьих, это бессмертие, которое устанавливает связь между тем, кто прославляет империю, и жизнью самой империи.

Остановлюсь только на одном из аспектов темы — теме бессмертия поэта и поэзии. Значимость этой темы для Державина подчеркивается всеми исследователями его творчества.

Одним из центральных стихотворений, посвященных теме бессмертия поэта, является стихотворение «Памятник», написанное Державиным в 1795 году. Это стихотворение непосредственно отсылает нас к оде Горация «Exegi monumentum». Два этих произведения принадлежат одной традиции, в которой бессмертие поэта понимается через его глубокую связь с империей, в случае Горация с империей Римской, в случае Державина с Российской империей. В обоих случаях эти империи предстают перед читателем как абсолютные государства. Поэт, прославляющий империю, бессмертен, пока жива сама империя, он как бы совечен ей. Процитирую строки державинского «Памятника».

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал…

Стихотворение Державина «Река времен в своем стремленьи…» также посвящено проблеме смерти и бессмертия. Стихотворение написано Державиным в последний год его жизни, за несколько дней до смерти. Этому стихотворению посвящено немало научных исследований и работ, но все они в основном затрагивают проблемы жанровой принадлежности текста и расшифровки акростиха «РУИНА ЧТИ», который составляют первые буквы строчек «Реки времен…».

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

В «Реке времен…» Державин словно подводит итог своим размышлениям о теме смерти и бессмертия, в частности теме смерти и бессмертия поэта. Это последнее, и, надо сказать, неутешительное его слово в решении темы. Присущая данным державинским строкам эсхатологичность, трагичность оказываются не вполне характерными для лирики XVIII столетия. При сопоставлении державинских «Реки времен…» и «Памятника» обнаруживается целый ряд соответствий, устанавливающих связь между этими текстами.

Державинская «Река времен…» строится на общих для европейской культуры образах, каждый из которых несет в себе сразу несколько смыслов и потенциальных значений, которые могут раскрываться в каждом конкретном тексте по-разному. Эти образы таковы: река времен, лира, труба и вечность.

В основе образа реки времен лежит, во-первых, универсальный мифологический образ реки как границы между мирами. С другой стороны, представление о водной стихии как о стихии уничтожающей и животворящей одновременно также актуально для державинской оды. В последнем стихотворении Державина в этом образе актуализируется только одна его сторона: река времен губит, уничтожает и человека с его делами, и народы, и царства — весь мир. В «Памятнике» Державина водная стихия представлена по-другому. С одной стороны, мы видим, что здесь названы конкретные реки и моря, Белое и Черное море, Волга, Дон, Нева, Урал, с другой стороны, в «Памятнике» реки являются теми дорогами, по которым распространяется державинская поэтическая слава. В последнем же стихотворении, написанном Державиным в 1816 году, река уничтожает человека.

Мотив славы, который встречается и в том, и в другом стихотворении, в «Памятнике» детализирован Державиным до перечисления своих заслуг. Заслуги, о которых говорит Державин, прежде всего являются заслугами перед литературой, поэтическими заслугами. Поэт говорит о своем стиле, о своем своеобразии, которые он нашел, о том своем особенном пути, который он наметил себе в 1779 году. В «Реке времен…» речь идет о двух возможных проявлениях этой славы: с одной стороны, славы поэтической, которая характеризует именно поэта, с другой стороны, славы воинской, которая прославляет государство.

Образ вечности дан Державиным в соответствии с общим замыслом каждого из данных произведений. В «Памятнике» этот образ соотносится со все возрастающей, восходящей славой и светом, в «Реке времен…» — с окончательным уничтожением и разрушением, гибелью и всепожирающей смертью. Как мы видим, общие для данных анализируемых нами стихотворений образы представлены Державиным с противоположных сторон, можно сказать, что они амбивалентны, их конкретные воплощения резко противопоставлены друг другу. В «Памятнике» они показаны с одной стороны, в «Реке времен…» актуализируются другие их смыслы.

Связь поэзии с империей, сращенность одного с другим, о которой говорилось по отношению к стихотворению Державина 1795 года, обнаруживается и в последнем его произведении. Своеобразным знаком взаимозависимости поэзии и государства в исследуемых произведениях выступают два образа, также связанных между собой. Это образ памятника, который мы наблюдаем в названии стихотворения, и образ руины, который прочитывается в акростихе последнего стихотворения Державина. По сути памятник и руина представляют собой два возможных воплощения одного образа, его разные, противоположные стороны. Можно сказать, что они находятся в отношениях бинарной оппозиции. Если в «Памятнике» поэзия и государство совечны друг другу, то в «Реке времен…» обречены на смерть и поэзия, и государство. Наряду с гибелью народов, царств и царей уничтожается и память, и поэтическое творчество. То, что поэзия стоит в одном ряду с государством, народами, царями, царствами, славой, без сомнения свидетельствует о ее значительности для державинского творчества, и не только для державинского творчества — для риторической культуры в целом. Но еще большую важность, как мне кажется, здесь представляет то, что поэтическое творчество, да и любое творчество вообще, воспринимается риторической культурой как одна из возможных сфер человеческой деятельности, как то, что приравнивается к любой другой деятельности, и ценность его, как и любых человеческих дел, оказывается вне человека, отчуждается от его внутренней сущности, от его личной сферы. Отказ от чудесного, вечного памятника, от поэтического бессмертия есть прямое следствие этой зависимости. У народов, царств, царей, славы и творчества есть общая судьба — они конечны.

Написанное Державиным в 1816 году стихотворение «Река времен в своем стремленье…» демонстрирует, с одной стороны, свою принадлежность литературной культуре XVIII века, свою принадлежность риторической традиции, с другой стороны, оно как бы доводит эту традицию до логического конца, до полного ее завершения, парадоксальным образом размыкая ее границы. Не случайным кажется, что именно это стихотворение Державина с его эсхатологическим настроем и трагичностью, сомнением в незыблемости империи стало актуальным для поэзии XX века. Целый ряд поэтических произведений содержат реминисценции на «Реку времен…» Державина и полемизируют с данным текстом.