Филологический факультет СПбГУ | ||
|
Канон торжественной оды, созданной М. В. Ломоносовым, предполагал определенную композиционную структуру одического жанра. В значительной мере эта композиция была обусловлена такими характеристиками торжественной оды, как лирический восторг, одическое парение и лирический беспорядок.
Одический певец испытывает восторг, восхищение, которое позволяет ему видеть «умными очами» огромное пространство мира, позволяет перелетать из одной части мира в другую и видеть разное время, и прошлое, и настоящее, и будущее, практически одновременно. Поэт использует панорамное видение действительности, которое позволяет ему показывать читателю этот мир без каких-либо ограничений.
Лирический беспорядок в оде — это стремительная, очень быстрая смена картин и действий, которые изображает одический певец. Одна из самых распространенных характеристик ломоносовской оды — отрывочность. Отсутствие логических связей между строфами является следствием лирического беспорядка.
Строфа торжественной оды Ломоносова выступает в качестве единого целого, в качестве смысловой единицы, в которой ритмическая единица и синтагма совпадают друг с другом. Между строфами не может быть никаких синтаксических связей. Это прописано Ломоносовым и в «Кратком руководстве к красноречию». Эта композиционная особенность становится общим правилом для торжественной лирики того времени.
Важнейшими принципами ломоносовской оды являются метафоризация стиля и развитие темы при помощи синонимических рядов. Можно сказать, что в торжественной оде, созданной Ломоносовым, нет линейного развития сюжета. Текст организован по принципу кружения и постепенного раскрытия основных метафор и образов.
Что же происходит в композиции оды Державина? Попробуем проанализировать соотношение строф в его произведениях. Отличительной чертой державинской оды оказывается наличие связей и взаимоотношений между строфическими единицами. Эти связи, которые возникают между строфами, представлены при помощи целого ряда приемов. Рассмотрим некоторые из них. Начнем с лексических повторов и их видов.
Точный лексический повтор. Под этой разновидностью повтора понимается воспроизведение слова или группы слов, связанных между собой, в той самой грамматической форме, в которой они употреблялись первый раз. В оде Державина «Фелица» союз или представляет собой точный лексический повтор. Он проходит с шестой по одиннадцатую строфу оды.
VII 1 Или средь рощицы прекрасной…
VIII 1 Или великолепным цугом
В карете английской, златой…
4 Или с красавицей какой…
Еще один повтор, так называемый полиптотон — повторение слов или группы слов в измененной грамматической форме. Такой повтор также довольно часто встречается в державинских произведениях. На слайде приведен пример из оды Державина «Мой истукан»:
III 9 Та мысль всех казней мне страшнея:
Представить в вечности злодея!
IV 1 Злодей, который самолюбью…
Нас также интересует локализация повторов. Во-первых, важно то, что они встречаются на границах строф, во-вторых, их можно классифицировать по местоположению в строфе. Так, встречаются так называемые повторы анафорические — слово или группа слов, употребленные в начале строфы или стиха, повторяются в начале стиха или в начале первого стиха следующей строфы. В качестве иллюстрации можно привести ту же державинскую «Фелицу» с повтором или.
Повторы, стоящие в позиции стыка. Стык — это повторение элементов, которые располагаются в конце первого словесного ряда, в начале второго словесного ряда (злодей — злодея в «Моем истукане»).
Следующий вид повторов — это так называемые повторы синтаксических конструкций. В державинском творчестве этот вид повторов представлен очень разнообразно. Например, это может быть цепочка однородных придаточных предложений, которая характеризует тему или логическое подлежащее. В некоторых случаях Державин строит фрагмент оды на использовании одной синтаксической конструкции. В примере они выделены полужирным начертанием.
1 1 Не зрим ли всякой день гробов,
<…>
Не слышим ли в бою часов
Глас смерти, двери скрып подземной?
Не упадает ли в сей зев
С престола царь и друг царев?
13 1 Падут, — и вождь непобедимый
<…>
Закрыв лице плащом, упал;
14 1 Падут, — …
«Водопад»
В одах Державина разные виды повторов могут комбинироваться друг с другом и входить во взаимодействие. Так, в «Водопаде» повтор синтаксической конструкции сменяется повтором глагола пасть в разных грамматических формах. В примере они подчеркнуты прямой линией: упадает, падут, упал.
Еще один способ взаимодействия строф в державинской лирике — это создание особых ритмических структур, которые формируют суперстрофу. В лирике старших классицистов, предшественников Державина, существовал запрет на так называемую скользящую рифму и цепную рифмовку, при которых одна из рифменных цепей не завершается в строфической единице, а переходит в следующую строфу. В своих строфических экспериментах Державин нарушает это правило и делает это довольно часто, что приводит к созданию в державинских текстах особо организованных ритмических структур. Так, например, могут рифмоваться холостые стихи в парных строфах. Пример из оды «Праведный судия»:
аВаВс eFeFc
— холостые стихи на конце каждой строфы, обозначены латинской буквой «с» и выделены шрифтом.
Или, например, из оды «Храповицкому»:
AbAbCd EfEfCd
— Cd, которые стоят в конце первой и второй строфы, рифмуются друг с другом.
Могут также рифмоваться холостые стихи со стихами соседней строфы. Этот пример мы видим в державинской оде «На Новый год» (1780-1781):
AbAbCCd EdEdFFg HgHgLLj,
или в державинской оде «На возвращение графа Зубова из Персии»:
AbAbCdCdEf EfGhGhLjLj.
Также при создании суперстроф Державин прибегает к созданию определенной последовательности строфических звеньев. Например, в оде «Осень во время осады Очакова» суперстрофа состоит из трех строф, расположенных в определенном порядке:
XxXxXxXx + AbAbCdCd + EfEfGhGh.
Это так называемые строенные строфы, первая из которых у Державина лишена рифм, а две последующие имеют рифмы. Такая структура воспроизведена в данной оде пять раз. Эта суперстрофа, ее еще называют триадой, восходит к античности. Державин меняет только последовательность строф, первую с последней.
Разобранные нами виды связей между строфами говорят о том, что строфа перестает осознаваться Державиным как самодостаточная, замкнутая сама в себе единица. Мы наблюдаем размытость, условность строфических единиц, как будто державинская стихотворная речь стремится выйти за границы строфы. Строфы в державинской оде начинают объединяться в целые текстовые блоки. При этом каждый из видов повторов не просто механически связывает строфы друг с другом, а имеет свое семантической значение. Так, например, анафорический повтор, с который встречается, например, в оде «Фелица», может использоваться Державиным в качестве создания единого образа, композиционный стык может использоваться для раскрытия, развертывания понятия. В оде «На смерть князя Мещерского» стык между шестой и седьмой строфами описывает понятие все.
Композиционный стык может также маркировать отношение общего и частного. Например, в оде «На взятие Измаила» державинский повтор О росс!, возникающий на границах первой и второй строф, отмечает переход от общего понятия российского воина к описанию качеств, присущих воину.
Повтор в державинских одах довольно часто располагается в местах переходов от общего к частному, от универсального к конкретному, то есть наблюдается некая иерархия в раскрытии образа, иерархия в последовательности примеров, которые избирает Державин для развертывания темы. Раскрытие понятия происходит через преломление его в разных планах бытия: идеальном (универсальном), историческом и бытовом (конкретном). Эти области соотносятся с трехчастностью поэтического мира Державина: идеологией, историей и бытом. В такой нисходящей композиционной организации проявляется отличие державинской оды от ломоносовской.