Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 8
Русская журналистика XVIII века

Урок 6
Журналы Н. М. Карамзина

Итогом развития русской журналистики XVIII века и началом нового типа журналистики, привычной уже нам, является деятельность Н. М. Карамзина. Это был, пожалуй, единственный из видных писателей XVIII века, который не только не брезговал журналистской деятельностью, не считал ее ниже обычной литературной, но и все свои главные сочинения печатал в журнале и постоянно занимался изданием периодических сочинений, альманахов, сборников и журналов.

Свою литературную деятельность Карамзин начал как раз на страницах журнала «Детское чтение для сердца и разума». Этот журнал издавал сначала Н. И. Новиков, а потом, с 1787 года, к изданию его подключился и Карамзин. Это был первый в России детский журнал, до этого детская литература не осознавалась вообще как отдельный вид литературы, поскольку о психологии ребенка как о психологии, отличной от сознания взрослого человека, не принято было до этого рассуждать. Однако именно это издание Новикова изменило отношение к детству, к ребенку, к детской литературе в русском обществе. Журнал имел огромный успех и сильное влияние на публику. Карамзин печатал здесь свои переводы, в основном в этом журнале печатались переводные сочинения. Интересно, что именно на страницах этого журнала сошлись впервые два главных, наиболее ярких его сотрудника — Карамзин и А. С. Шишков, тот знаменитый адмирал Шишков, который вскоре стал главным врагом Карамзина и главным критиком его литературных преобразований. В последние годы жизни, однако, Карамзин и Шишков примирились. Таким образом, этот журнал начинает сюжет, который замкнулся уже в XIX веке.

Первым журналом, который Карамзин издавал самостоятельно, был «Московский журнал». Он выходил в 1791–1793 годах. Карамзин вернулся только что из заграничного путешествия и обосновался в Москве, объединив вокруг себя молодых писателей сентиментального направления. Именно они и составляли основное ядро журнала, хотя здесь печатались и главные поэты того времени, корифеи литературы, которые симпатизировали Карамзину — Г. Р. Державин, М. М  Херасков. Так, Державин в первом номере «Московского журнала» опубликовал свою знаменитую оду «Видение мурзы», здесь печатались и другие его стихотворения. Но главные сотрудники журнала — это, конечно, сам Карамзин, который печатал здесь свои стихотворения и, особенно, повести, и «Бедную Лизу», и «Наталью, боярскую дочь», и «Остров Борнгольм», и «Письма русского путешественника». Здесь печатались и друзья Карамзина: И. И. Дмитриев, глава сентиментальной поэзии, автор модных тогда в обществе чувствительных песенок и замечательных басен, здесь печатались песни, стилизованные под фольклор, Нелединского-Мелецкого, а также прозаические сочинения князя Шаликова и Владимира Измайлова.

«Московский журнал» представляет собой первый русский журнал, который напоминает нам современные, поскольку в нем имеются постоянные рубрики. Их было пять: «Русская литература», «Иностранная литература», «Критика», «Рецензии» и «Светская и литературная хроника». В журнале не печатались статьи на политические темы, а также статьи на богословские и мистические темы. Однако в 1793 году журнал был закрыт в связи с публикацией оды «К милости» Карамзина, которую тот написал, надеясь смягчить приговор по делу масонов, которое в то время шло и под которое попал один из учителей Карамзина Н. И. Новиков.

Далее, в течение 90-х годов, Карамзин издавал альманахи и сборники. Они назывались «Аглая», «Аониды» (то есть музы), сборник «Мои безделки», в ответ на который Дмитриев, друг Карамзина, откликнулся сборником «И мои безделки». Эти сочинения включали стихи и прозаические произведения, главным образом писателей сентиментальной школы или тех авторов, которые сотрудничали с «Московским журналом».

Большое значение имеет следующий журнал, выпускавшийся Карамзиным с 1802 года, — «Вестник Европы». Он издавался до 1830 года, но Карамзин редактировал его только первые два года. Он успел там напечатать ряд своих прозаических сочинений, такие повести, как «Чувствительный и холодный», «Марфа-посадница, или покорение Новагорода», «Рыцарь нашего времени», а также здесь печатались другие сентименталисты из круга Карамзина: и Дмитриев, и князь Шаликов, и Измайлов.

Журнал «Вестник Европы» интересен тем, что по своей структуре это первый толстый литературно-политический русский журнал. В нем было два раздела, которые делились на подразделы: раздел литературы и раздел политики. В этот период, в «дни Александрова прекрасного начала», конечно, политические темы не могли оказаться в стороне от такого издания. Зато здесь не было раздела критики — предполагалось, что «Вестник Европы» стоит вне полемических споров. Каждый читатель решает по-своему и опирается на свой разум и свой вкус, читая литературные произведения.

После Карамзина его журнал редактировали разные лица. Некоторое время редактором был Жуковский, который еще при Карамзине в 1802 году напечатал здесь первую свою элегию «Сельское кладбище», перевод из Томаса Грея. В 1814 году в «Вестнике Европы» напечатал впервые стихотворение А. С. Пушкин. Таким образом, мы видим преемственность между литературой XVIII века и XIX, между журналистикой XVIII века и XIX, от Новикова и Хераскова к Карамзину, а далее к Жуковскому, Пушкину и к нашей эпохе.