Филологический факультет СПбГУ | ||
|
Одним из наиболее значительных деятелей русской литературы и журналистики конца XVIII века был Иван Андреевич Крылов, который более нам известен как поэт, баснописец и драматург, однако и его журнальная проза представляет собой яркое и очень интересное явление.
Крылов приехал в столицу из Твери молодым, небогатым человеком в начале 80-х годов и ставил своей целью сделать карьеру как в свете и по службе, так и в литературе. Для этого он готов был на любые средства и готов был энергично, умно и с задором приняться за дело. Действительно, Крылов обладал большим дарованием, был очень остроумен, энергичен, предприимчив, с нравственной точки зрения довольно беспринципен, поэтому ничто, казалось бы, не мешало ему стать журналистом. И журналистика была как раз той сферой, где он мог хорошо реализоваться. Однако внешние обстоятельства в значительной степени этому препятствовали. Познакомившись с известным вольтерьянцем, литератором Рахманиновым, Крылов в его типографии в 1789 году, напомним, это год начала Великой французской революции, стал печатать первый свой сатирический журнал «Почта духов». Исследователи до сих пор спорят, весь ли текст этого журнала написан Крыловым или в нем принимал участие Рахманинов, а может быть, и Радищев, однако в любом случае «Почта духов» больше напоминает не современные нам журналы, а является сочинением одного автора или, по крайней мере, цельным сочинением, которое выпускалось отдельными номерами.
Сюжетом этого произведения является переписка различных духов земных — гномов, которые находятся на нижней ступени иерархии духов, водных — ундин, воздушных — сильфов с их повелителем волшебником Маликульмульком. Они поставляют ему корреспонденцию, из России главным образом, из столицы, из Петербурга, изображая российские нравы. В зависимости от уровня в иерархии духов тем более сложные и серьезные проблемы они затрагивают и тем больше они позволяют себе отвлеченных рассуждений, чем более высокое положение занимают. На самом деле основой этого произведения является французский текст маркиза д’Аржанса, который Крылов, однако, умело склонил на русские нравы, и поэтому в полной мере он считается сатирой на явления русской действительности.
Следующим журналом, который издавал Крылов, был «Зритель», выпускавшийся в 1792–1793 годах. Крылов приобрел у Рахманинова его типографию и открыл издательский кооператив, который назывался «Крылов с товарыщи». Так, через букву ы, и писалось Крыловым это слово. В эту издательскую артель, помимо самого Крылова, вошел его друг поэт и прозаик Клушин и два артиста, уже пожилой тогда премьер труппы Императорских театров И. А. Дмитревский и П. А. Плавильщиков, один из первых создателей жанра слезной комедии в России. Однако, за исключением статьи «Театр» Плавильщикова, в которой тот пропагандирует народный, национальный русский театр и призывает к созданию репертуара на национальной основе, остальные сочинения сотрудников Крылова менее интересны, чем его собственные. Крылов печатает в «Зрителе» ряд эффектных, остроумных, сатирических сочинений, таких как «Повесть ночи», стилизованную под восточную сказку, аллегорическую, философско-политическую повесть «Каиб», а также занятные фельетоны «Похвала моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Похвальную речь Ермалафиду» и другие.
В «Почте духов» и в «Зрителе» Крылов довольно резко выступает против нравов светского высшего круга, чрезмерной роскоши, увлечения иностранными модами, распущенности нравов, а также против жестокого обращения с крепостными, против невежества и предрассудков, царящих как в провинции, так и в столице. Очень большое внимание Крылов уделяет борьбе со своими литературными противниками, в первую очередь это Я. Б. Княжнин. Княжнин в свое время ввел Крылова в литературные круги и даже в бытовом отношении помог ему, поселил у себя в доме, когда этот юноша приехал из провинции, однако чем-то не полюбился Крылову, исследователи до сих пор не понимают, чем. В 80-е годы Крылов начинает травлю Княжнина, написав против него ряд пасквильных сочинений. И после смерти Княжнина в 1791 году Крылов продолжал эту травлю в своих журналах. Он выводит писателя под именем Рифмократ, или Рифмохват, и главным образом высмеивает его за то, что тот заимствует в своих сочинениях из иностранных авторов. Это делал, правда, и сам Крылов, как мы видим, например, на материале «Почты духов», и другие писатели XVIII века. А также высмеивает личную жизнь Княжнина и постоянно называет его рогоносцем. Кроме того, Крылов высмеивает представителей зарождающегося русского сентиментализма, авторов «Российской Памелы», то есть переделки романа Ричардсона «Памела», Львова, которого он называет Антирихардсоном, и Карамзина, которого Крылов называет Ермалафидом, и посвящает ему целый очерк. Вообще Крылов отличался консервативностью как в эстетических взглядах, так и в общественных. Его сатира не предполагает преобразований революционного, радикального характера в обществе.
Последний журнал, «Санкт-Петербургский Меркурий», он издавал совместно с Клушиным, который печатал там большое количество своих сочинений. Здесь уже меньше сатиры, такова была обстановка в стране. Началась политическая реакция на Великую французскую революцию. Журнал был закрыт в связи с публикацией Клушиным заметки о выходе трагедии Княжнина «Вадим Новгородский». Ее напечатала княгиня Дашкова в пользу семьи покойного драматурга. В этой пьесе неоднозначно выражена симпатия автора либо к идеальному монарху Рюрику, либо к идеальному республиканцу Вадиму Новгородскому, трактовать ее можно двояко. Клушин говорит, что власти должны обратить внимание на эту пьесу, которая револьтирует публику, то есть распространяет вольнодумные настроения, так же как и вредная, с его точки зрения, комедии Бомарше «Свадьба Фигаро». Екатерина II прислушалась. Пьеса Княжнина была публично сожжена рукой палача и запрещена на многие десятилетия, княгиня Дашкова отправлена в ссылку, попала в опалу и больше уже не возвращалась в Петербург, а журнал Крылова и Клушина на всякий случай был закрыт.