Филологический факультет СПбГУ | ||
|
В 1783 году в Петербурге была основана Российская академия по образцу французскому. Так же как во Франции существовала наряду с Академией наук Французская академия, то есть академия языка и словесности, которая должна была издавать Образцовый словарь, полный толковый словарь языка, нормативную грамматику и содействовать успехам литературного творчества писателей, точно так же теперь и в России, решила Екатерина II, должно быть два таких учреждения. Российская академия также издала дважды Полный толковый словарь русского языка, издавала грамматики, и членами ее были, с одной стороны, вельможи, покровительствовавшие искусствам, а с другой стороны, все наиболее известные писатели того времени. В середине XIX века Российская академия была включена в Академию наук как отделения русского языка и словесности.
Первым президентом Российской академии, равно как и тогдашней Академии наук, была назначена княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Это известный и уникальный случай в истории человечества, когда женщина, не имевшая при этом никакого систематического образования, управляла одновременно двумя академиями, причем делала это весьма успешно. Княгиня Дашкова является замечательным представителем русской культуры XVIII века. Ее девичья фамилия – Воронцова. Она получила блестящее домашнее образование, участвовала в перевороте, возведшем на престол императрицу Екатерину II, с которой в юные годы они были весьма дружны. Дашкову даже называли современники Екатериной малой. Однако впоследствии она попала в немилость при дворе, вынуждена была долго прожить за границей. Потом взаимные разногласия как-то сгладились, и к 1783 году Дашкова получила возможность вернуться в Россию и занять такие высокие посты.
Став президентом Российской академии, Дашкова решила, что необходимо при этом учреждении издавать отдельный журнал. Он назывался «Собеседник любителей российского слова». Его сотрудниками стали самые известные писатели того времени: Державин, Фонвизин, Княжнин, Херасков, Богданович, Капнист и другие. Печатались здесь и сама княгиня Дашкова, которая занималась литературным трудом в свободное от службы и светских развлечений время, а также императрица Екатерина II, которая печатала здесь «Записки касательно российской истории», а также цикл нравоописательных сатирических фельетонов, наверное, так можно их назвать, «Были и небылицы».
Первый номер «Собеседника любителей российского слова», а этот журнал выходил два года, с 1783 по 1784 год, открывался таким произведением, которое, несомненно, должно было привлечь внимание всей читающей публики к новому журналу, и, вместе с тем, показать особую позицию этого издания. Это был явный козырь в руках княгини Дашковой. Это была ода еще начинающего тогда, но уже приобретшего известность в свете писателя Г. Р. Державина «Фелица». Ода «Фелица» Державина не предполагалась изначально в печать, поскольку там было много намеков на высокопоставленных особ, на вельмож. Однако, получив в свои руки это произведение, Дашкова дала его прочесть Екатерине II. Та, как известно, плакала над этими стихами, удивляясь, как этот не известный ей поэт сумел узнать ее сущность. Восхитилась, заказала себе несколько экземпляров этой оды, подчеркивала в них строчки, в которых были намеки на отдельных вельмож, и от своего имени посылала им в подарок. В результате все более-менее мыслящие придворные поняли, что протестовать против этого произведения не следует, и княгиня Дашкова с соизволения Екатерины смогла напечатать эту оду в журнале. Впоследствии Державин напечатал в «Собеседнике» и другие свои замечательные стихотворения того периода. Самые известные из них — это «Ода на смерть князя Мещерского», «На рождение в севере порфирородного отрока» (то есть Александра Павловича, внука Екатерины, будущего Александра I), «Ключ», оду «Бог» и так далее.
Публикация оды «Фелица» показывает основное направление журнала. С одной стороны, эта ода восхваляет императрицу, значит, журнал действует вполне в духе политики правительства и его просвещенных тенденций. С другой стороны, это произведение — поэтическое, совершенно новаторское, очень высокого поэтического мастерства — показывает общее содержание журнала. Здесь печатаются только оригинальные русские произведения, старались не публиковать переводов, высокого литературного качества, представляющие собой новинки литературы, дающее литературе новое направление. Наконец, ода «Фелица» в определенном смысле направлена против многих высокопоставленных, но недостойно ведущих себя лиц, то есть содержит легкую оппозиционность. Такую же оппозиционность содержал и журнал «Собеседник любителей российского слова». Особенно это видно в другом замечательном эпизоде истории этого журнала. Здесь напечатал Д. И. Фонвизин анонимно свои «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание». Эти 14 вопросов, прочтите их обязательно, это небольшой текст, но очень интересный и актуальный до сих пор, обращены к автору «Былей и небылиц», а мы знаем, что их автором была Екатерина II. В этих вопросах Фонвизин затрагивает самые острые до сих пор проблемы русской жизни.
Отчего мы многих умных, добрый и честных людей видим в отставке?
Отчего у нас никто долгов не платит?
И самый мой любимый вопрос:
Отчего у нас не стыдно не делать ничего?
Екатерина II, не зная, впрочем, что автор Фонвизин, она подозревала другое лицо, ответила в том же журнале на эти вопросы, ответила умно, но не без раздражения. На один из вопросов отвечает:
Вопрос сей родился от свободоязычия, которого предки наши не имели.
То есть указывает автору его место. Не следует слишком вольнодумно вести себя.
Таким образом, журнал «Собеседник любителей российского слова» занимает очень важное место в истории российской культуры. Он познакомил широкую публику с самыми лучшими писателями того времени и позволил затронуть, даже в непосредственном контакте с властью, острейшие проблемы той эпохи.