Филологический факультет СПбГУ | ||
|
Самым значительным участником «журнальной войны» 1769–1774 годов был Николай Иванович Новиков (1744–1818). Прежде чем говорить о его сатирических журналах, скажем несколько слов о самом этом человеке.
Он родился в 1744 году, а умер в 1818-м. По происхождению он был дворянином, служил в Измайловском полку, потом был одним из депутатов комиссии по составлению нового Уложения, о которой я уже говорил в прошлой лекции. После закрытия комиссии служил некоторое время переводчиком в Коллегии иностранных дел, а затем вышел в отставку и полностью посвятил себя частной книгоиздательской деятельности.
Издательство Новикова в 70–80-х годах главным образом в Москве издало огромное количество книг самого разного содержания, в частности переводы наиболее известных европейских писателей, собрание произведений, до сих пор единственное, А. П. Сумарокова, а также первый в России словарь писателей «Опыт исторического словаря о российских писателях» и серию публикаций древнерусских документов, летописей и других исторических материалов под названием «Древняя Российская Вивлиофика». Впоследствии Новиков вступил в масонскую ложу и стал одним из главных деятелей русского масонства. Он издавал и книги масонского содержания, и журналы, где пропагандировал масонство. И, возможно, поэтому он стал главной жертвой репрессий Екатерины II против этого философско-религиозного движения, оказался в тюрьме, откуда был освобожден при императоре Павле, но в дальнейшем литературно-издательской деятельностью не занимался. Мы же вернемся к тому периоду, когда Новиков выпускал сатирические журналы.
Первый его журнал «Трутень» я уже частично характеризовал в предыдущей лекции. Само его название аллегорично. Здесь мы видим намек на образ дворянина, пользующегося всеми привилегиями своего положения, роскошью, богатством, живущего, однако, не ради долга, который имеет каждый дворянин перед Отечеством. Каждый дворянин, согласно указам еще Петра Великого, должен посвятить себя служению обществу и служению Отечеству. Однако такой дворянин только потребляет, но ничего не дает обществу, потому что он сам ничего и не может. Новиков высмеивает дворян либо невежественных, непросвещенных в принципе, диких помещиков, особенно это видно в таком жанре, как копии с отписок крепостных помещику и копии помещичьего приказа. Эти материалы стилизованы под настоящие хозяйственные документы и иногда внушали даже иллюзию, что это публикация реальных документов. В них мы видим дикость, невежество и жестокость этих провинциальных помещиков по отношению к своим крепостным. С другой стороны, это те дворяне, которые приобрели поверхностное образование и следуют бездумно иностранным образцам, светским модам, но они тоже не могут ничего полезного дать обществу, поскольку, во-первых, не желают этого, занимаясь полностью светскими развлечениями, благодаря указу о вольности дворянства, который разрешил дворянам не служить, а вместе с тем их образование настолько поверхностное, что, даже пожелав заняться, например, литературой или какой-то общественной деятельностью, они вызывают только смех своей нелепостью.
Следующий журнал Новикова «Пустомеля» был менее резко сатирическим, чем журнал «Трутень». То же самое можно сказать и о его последнем журнале «Кошелек», который издавался в 1774 году. Однако вершиной деятельности Новикова как сатирического журналиста является издание журнала «Живописец» в 1772–1773 годах. Само название журнала показывает, что целью его является картина современных нравов. Именно такую цель ставила перед собой классическая комедия нравов и сатира. Неслучайно журнал посвящен автору комедии «О, время!». Это была модная в то время, написанная в 1772 году комедия, само название которой напоминает известный афоризм Горация «O tempora! O mores!» («О времена! О нравы»). Автором этой комедии была императрица Екатерина II, которая, так же как и свои журнальные публикации, свои комедии выпускала анонимно, однако все знали, кто является их сочинителем.
Новиков использует хитрый ход, посвятив свой журнал императрице, то есть таким образом, как бы приняв ее покровительство, он находит для себя тем самым возможность публиковать особенно резкие сатирические материалы. Во всех сатирических журналах того времени публикации обычно анонимны за редкими исключениями, если речь идет о каких-то очень значительных иностранных высокопоставленных особах, лицах духовного звания или слишком уж известных писателях, например таких как Сумароков. В остальных случаях мы не всегда можем установить, кто является автором публикации.
До сих пор спорят, являлись ли участниками журнала Новикова Фонвизин и Радищев или приписываемые им материалы написаны самим Новиковым. Последнюю точку зрения о том, что бо́льшую часть статей своих журналов Новиков написал сам, высказывал в своих трудах Г. П. Макогоненко. Однако большинство исследователей полагают иначе. Вообще, сочинил ли сам что-либо Новиков, мы не знаем. Фонвизину приписывают такие замечательные остросатирические вещи, как «Письма к Фалалею» — переписка дяди с племянником, напоминающие его будущую комедию «Недоросль». И типы, которые выведены здесь, и сам стиль этих очень веселых и вместе с тем несущих в себе горесть сочинений напоминает «Недоросль».
Радищеву приписывают «Отрывок путешествия в*** И*** Т***», который напоминает и по стилю, и по жанру главы будущего «Путешествия из Петербурга в Москву». Здесь путешественник, оказавшийся по дороге в деревне, заходит в пустую избу, где видит трех младенцев, испытывающих различные физические мучения. Одного облепили мухи, другой задыхается, уткнувшись лицом в соломенное покрытие колыбели, третьего слишком туго спеленали. Путешественник помогает этим трем младенцам и уезжает. Сам рассказ является, однако, не бытовой зарисовкой, а аллегорической философско-общественной притчей. Младенец здесь аллегория человека, который испытывает различное давление со стороны других людей, нарушающих его естественные права. И поскольку здесь речь идет о крепостных младенцах, явно намеки могут восприниматься, как осуждение чрезмерно жестокого обращения с крепостными, а может быть, и осуждение крепостного права в целом.
Таким образом, мы видим, что материалы, которые публиковал Новиков в «Живописце», были чрезвычайно смелы и интересны. В целом же это обычные для сатирической журналистики жанры: сатирические лечебники, ведомости, словари, переписки разных персонажей и обращенные к автору письма. И «Трутень», и «Живописец» Новикова имели такой успех у читающей публики, что, несмотря на прекращение этих журналов и несмотря на завершение «журнальной войны», впоследствии они неоднократно переиздавались отдельными книгами. Новый интерес к этим журналам возник в середине XIX века, вызвав полемику между такими известными людьми, как А. Н. Афанасьев, собиратель русских сказок, и видный критик Н. А. Добролюбов, написавший статью «Русская сатира в век Екатерины».