Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 8
Русская журналистика XVIII века

Урок 2
«Всякая всячина» и журнальная война 1769–1772 годов

Сейчас мы поговорим о журнальной войне, которая происходила в России в 1769 по 1774 год. Прообразом ее была «великая журнальная война», развернувшаяся в Англии в начале XVIII столетия, в которой принимали участие все самые видные английские писатели, такие как Поп, Адиссон, Стиль, Даниэль Дефо и Свифт. В России этот период связан с возникновением сатирических журналов, которые, собственно, и участвовали в войне. И прежде у нас печатались в журналах сатирические сочинения, но никогда до этого сатира не была главным направлением журнала.

Первым русским сатирическим журналом была «Всякая всячина», которая издавалась с начала 1769 года. Первый номер этого журнала раздавался бесплатно, а уже последующие продавались или на них можно было подписаться. Конечно, такая рекламная акция сразу вызвала интерес публики к этому изданию. Его редактором считался официально Григорий Васильевич Козицкий, уже упоминавшийся нами в связи с «Трудолюбивой пчелой», который в то время состоял одним из секретарей императрицы Екатерины II. Однако на самом деле и публика, и тем более придворные круги, знали, что главным автором и настоящим издателем этого журнала является сама императрица. Екатерина II считала очень важной задачей развитие в России сатирической журналистики, поскольку она была сторонницей философии Просвещения, философии просветителей и, как и они, полагала, что миром правят идеи, следовательно, необходимо сформировать в стране общественное мнение, которое бы постоянно обсуждало различные возникающие в жизни проблемы, и тем самым придумывало бы совместными усилиями способы эти проблемы решить.

Екатерина предпринимала и прежде попытки создать в России такое общественное мнение. В 1767 году ею была созвана комиссия по составлению нового Уложения, то есть нового законодательства, от разных сословия, только свободных, конечно, не крепостных, из разных местностей России. Были избраны депутаты. Екатерина специально для них написала наказ, то есть наставление, проект законодательства. Однако эта попытка обернулась неудачей, потому что, как это часто бывает у нас в стране, все участники этой комиссии, депутаты, между собой не нашли общих точек зрения, переругались, и единственная вещь, в которой они были согласны, это то, что они были недовольны политикой правительства. Екатерину это напугало и, воспользовавшись началом войны с Турцией, она прекратила деятельность комиссии и больше ее уже не созывала. Однако от идеи создания общественного мнения она не отступилась и попыталась осуществить ее вот в такой абстрактно-журнальной форме.

Екатерина полагала, что необходимо, прежде всего, высмеивать общие для всех людей слабости и пороки. Никто из людей не лишен недостатков, во всем присутствует наряду с хорошим еще и то, что она обозначает «всякая всячина». Таким образом, все люди являются ее потомками или родственниками. Вот об этих своих потомках и родственниках и пишет «Всякая всячина» в журнале. От своего лица «Всякая всячина» призывала других подданных Российской империи также устаивать сатирические журналы, где, последовав ее примеру, изображать наши нравы и обсуждать, возникающие в обществе проблемы. Этот призыв был услышан и вслед за «Всякой всячиной» появилось множество других журналов («И то, и се», «Ни то, ни се», «Парнасский щепетильник», «Трудолюбивый муравей», «Приятное с полезным» и многие другие). Наибольшего внимания заслуживают те журналы, которые вступили в полемику со «Всякой всячиной». Это «Смесь» — издатели этого журнала так до конца и не установлены, но считается, что его сотрудниками были Новиков и Эмин, «Адская почта» — журнал, который издавал известный романист Федор Эмин, который в этом журнале следует традиции европейской сатирической литературы, где от лица чертей или иной нечисти, которые посещают Европу, современные города, показываются нравы людей. Переписка чертей составляет основное содержание «Адской почты». И, наконец, «Трутень» Новикова. Журнал, имевший эпиграфами переосмысленные цитаты из притч Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите», то есть направленные против тех людей, которые пользуются благами своего высокого положения, но не приносят обществу никакой пользы, и цитату, намекающую на печальную судьбу, ожидающую всякого сатирика: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много».

Основным предметом полемики между журналами был сам вопрос о сатире. «Всякая всячина» предполагала, что высмеивать надо сам по себе порок вне его конкретных носителей, потому что пороки, слабости свойственны всем людям, как я уже говорил, а если мы будем высмеивать их в каком-то конкретном человеке или в конкретной ситуации, мы можем нанести ему психологическую травму, как мы бы сейчас сказали, оскорбить его честь. Противники «Всякой всячины» «Смесь», «Адская почта» и «Трутень» полагали, что все великие писатели-сатирики высмеивали порок в конкретных лицах. Так, например, говорили они, поступал и Мольер. Необходима сатира на лицо, на носителя порока, тогда эта сатира будет более наглядной и более действенной, полагали оппоненты «Всякой всячины».

Что же представляют собой эти сатирические журналы и какие пороки они высмеивали? В основном это переписка вымышленных аллегорических персонажей с издателем журнала, который тоже представляет собой некую аллегорию. Существуют также и другие жанры, например, сатирические ведомости, то есть пародии на газетные репортажи, это могут быть сатирические лечебники, где даны аллегорические рецепты лечения от различных пороков и слабостей, могут быть сатирические словари, где истолковываются, тоже в сатирическом виде, какие-то характерные для современного общества порядки, может быть переписка между какими-то вымышленными персонажами.

Что же высмеивали эти сатирические журналы? Прежде всего, конечно, следования модам, подражание иностранным образцам, широкое распространение так называемое галломании, то есть подражания французским модам, щегольство, неумеренную роскошь столичного светского дворянства. Кроме этого, в противовес этому кругу, осмеиваются и предрассудки, крайнее невежество, необразованность в основном провинциального дворянства, но нередко и столичного, недостаток просвещения в высшем сословии общества. Затрагивается проблема крепостного права. Не только «Трутень», «Адская почта» и «Смесь», но даже и «Всякая всячина» требуют гуманного отношения к крепостным со стороны помещиков. Поскольку крепостные тоже являются людьми и обладают естественными правами, совершенно необходимо оградить их от жестокости и унижений.

Поскольку многие журналы выступили против «Всякой всячины» и резкость сатиры была нередко чрезвычайно велика, то и в данном случае Екатерина II поняла неполную удачу своих начинаний, и наиболее враждебные журналы один за другим закрывались. Сами журналисты тоже поняли, что следует менее резко обличать пороки, и охладели к этому занятию. В результате в 1774 году «журнальная война» прекратилась.