Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 8
Русская журналистика XVIII века

Урок 1
Первые русские журналы XVIII века. «Трудолюбивая пчела»

Сегодня мы поговорим о возникновении русской журналистики. Сначала у нас появились газеты, рукописные, при царе Алексее Михайловиче в XVII столетии, а затем печатные при Петре Великом в начале XVIII века. Потом, после того как была основана Академия наук, с 1727 года стали выходить также научные журналы. Однако все эти издания не будут нас сейчас интересовать, потому что литературные произведения там печатались очень редко и нерегулярно.

Поэтому мы начнем с того журнала, где постоянно, в каждом номере печатались литературные тексты. Это «Ежемесячные сочинения» — журнал, выходивший с 1755 по 1764 год. Его полное название — «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», оно, правда, менялось, но общий круг сотрудников и характер издания оставался прежним, поэтому мы и будем его в дальнейшем именовать так. Сама суть этого журнала видна из той эмблемы, которая помещена на титульном листе: орел, символизирующий собой Российское государство, солнце, которое он несет в когтях, которой символизирует свет знания и науки, изливаемый на земной шар, там, внизу, карта Российской империи. В этом журнале предполагалось печатать сочинения научно-популярного характера, которые доступны публике образованной, но достаточно широкой, а также литературные тексты, которые могут принести пользу и удовольствие, как положено в XVIII веке, поучать развлекая или развлекать наставляя. Поэтому здесь не печатались узкоспециальные, написанные академическим слогом, интересные лишь специалистам труды, а также чисто развлекательные литературные произведения.

Главой этого журнала, его издателем был известный историк Георг Фридрих Миллер, который много лет прожил в России, даже побывал в сибирской экспедиции, откуда привез много интересных материалов. Поэтому, вероятно, самым интересным разделом журнала были сочинения по истории самого Миллера и других видных историков, в том числе уже покойного к тому времени первого русского историка, сподвижника Петра Великого В. Н. Татищева. В «Ежемесячных сочинениях» сотрудничали почти все самые известные ученые и писатели того времени за исключением, пожалуй, М. В. Ломоносова, который в связи с тем, что у него были постоянно довольно конфликтные отношения с Миллером, в «Ежемесячных сочинениях» под своим именем не напечатал ни одного текста. Зато здесь печатались соперники Ломоносова. Так, Тредиаковский напечатал свой трактат о древнем, среднем и новом стихотворении в России, где изложил свой взгляд на историю русской поэзии и не забыл, конечно, упомянуть о своей исключительной роли в ее реформировании. Здесь печатались произведения А. П. Сумарокова и молодых поэтов, объединившихся вокруг него, Елагина, Хераскова и других. Было много переводов иностранных сочинений. Однако при всем значении этого журнала, которое состояло в том, что, во-первых, он показал публике, насколько интересным может быть чтение периодического издания и насколько оно полезно, во-вторых, дал возможность писателям вести литературную полемику на страницах журнала, все же «Ежемесячные сочинения» были еще не в полной мере таким журналом, к которым мы привыкли, поскольку он издавался государственным учреждением и объединял совершенно противоположных друг другу авторов. А между тем в дальнейшем, в XIX — начале XX века и, конечно, во второй половине XVIII века, основное значение в русской культуре имели журналы частные, когда вокруг издателя объединялись близкие ему по убеждениям люди и через журнал проводили определенное направление общественной, эстетической, философской мысли.

Первым таким частным журналом в русской литературе был журнал «Трудолюбивая пчела», который выпускался в течение всего 1759 года. Его позиция, общественная и политическая, видна уже из посвящения, которое обращено к великой княгине Екатерине Алексеевне, то есть будущей императрице Екатерине II.

Умомъ и красотой и милостью Богиня,
О просвѣщенная ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ!
ВЕЛИКІЙ ПЕТРЪ отверзъ къ наукамъ Россамъ дверь,
И вводитъ въ ону насъ ЕВО премудра ДЩЕРЬ,
Съ ЕКАТЕРИНОЮ ПЕТРУ подобясь нынѣ,
И образецъ дая съ ПЕТРОМЪ ЕКАТЕРИНѢ:
Возвысь сей низкій трудъ примѣрами ея,
И покровительствомъ, Минерва будь моя!

Надо сказать, что в то время это было довольно смелое посвящение, поскольку Екатерина была в немилости у двора императрицы Елизаветы Петровны, так как была заподозрена в шпионаже в пользу государств, с которыми Россия в то время вела войну, а именно Пруссии и Англии. Конечно, не по этой причине был посвящен ей журнал. Сотрудники журнала постоянно демонстрируют как раз исключительно патриотические настроения. Там много статей о русской истории и статей о необходимости сохранения чистоты русского языка. Екатерина Алексеевна привлекала сотрудников журнала как сторонница идеи философов-просветителей, с некоторыми из которых, например, с Вольтером и энциклопедистами, она состояла уже в то время в переписке.

Действительно, в журнале мы видим явное влияние просветительских идей. Так, здесь печатаются статьи по философии Локка, перевод повести Вольтера «Микромегас», «Сказка бочки» Свифта, направленная против религиозного фанатизма и религиозных войн. Сотрудниками журнала были образованные люди, главным образом аристократического происхождения, которые, с одной стороны, состояли на государственной службе, с другой стороны, находились в некоторой оппозиции к современному правительству, почему они и посвятили отчасти свой журнал великой княгине Екатерине Алексеевне. На страницах журнала мы видим сочинения Г. В. Козицкого и Н. Н. Мотониса — это видные молодые ученые, специалисты в области классической филологии, стихотворения Ржевского, Аблесимова, Нартова, сочинения одного из главных актеров императорской труппы — Дмитревского и, конечно, главным автором был сам издатель журнала и глава этого литературного кружка А. П. Сумароков. Именно сочинения Сумарокова придали особенное значение этому журналу в истории русской культуры. Он печатал здесь произведения самых разных жанров: и лирические стихотворения, и оды, и элегии, эклоги, песни. Здесь напечатаны его сатирические произведения: одна сатира, довольно много басен и притч, как он их называл, и эпиграммы. Здесь печатались его статьи на эстетические темы, фельетоны сатирического содержания, философские рассуждения, исторические изыскания, самые разные тексты. Особенно интересны, конечно, его сатирические сочинения. Они направлены, во-первых, против взяточничества чиновников, которых он называл дьяками и подьячими, на старинный манер. Вот фельетон, например, «О думном дьяке, который взял с меня пятьдесят рублев» или «О некой заразительной болезни», которой оказывается взяточничество, или акциденция, как ее стыдливо называют сами чиновники. Здесь же напечатано утопическое сочинение «Сон, счастливое общество», где демонстрируется идеальное, в духе философов-просветителей, государство. Здесь же много высмеивается и его литературный соперник Ломоносов, его чрезмерно напыщенная, высокая, патетическая поэзия. Ломоносов добился цензурирования журнала, к большому неудовольствию Сумарокова, и пытался не пропускать номера, где были пародии на него.

Итак, в результате различных интриг журнал был закрыт. Последний номер заканчивается трогательным стихотворением Сумарокова о расставании с музами, в котором он обещает больше никогда не заниматься литературной деятельностью. К счастью, своего обещания он не сдержал.