Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 7
Государственная политика
и развитие русской литературы XVIII века

Урок 6
«Манифест о вольности российского дворянства» и его влияние на развитие русской культуры

Говоря о государственном контексте литературной жизни XVIII века, конечно, необходимо назвать один очень важный манифест, без которого русская литература и в конце XVIII и в XIX веке носила бы совершенно другую одежду, имела бы другой характер. Это «Манифест о вольности российского дворянства».

Этот манифест был подготовлен императором Петром III в 1762 году. Недолгое и абсолютно бесславное царствование этого монарха, свергнутого собственной женой, действительно было ознаменовано появлением судьбоносного манифеста. Смысл этого манифеста состоял в том, что дворянство освобождалось от обязательной государственной службы. На слайде вы можете увидеть портрет императора Петра III, там указано, что именно он подписал «Манифест о вольности российского дворянства».

До этого манифеста дворяне были так же зависимы от государства, как и другие сословия: крестьянство, духовенство, купечество. Теперь же дворянство могло, если не хотело, государству не служить, оно становилось свободным. Обязательной службы на военной службе или на штатской дворяне были уже лишены, это стало их личным делом. И, хотя большинство дворян продолжало служить на государственной службы, сам факт их свободы, сам факт необязательности этой службы оказал огромное воздействие как раз на формирование гражданского общества и новой культуры. И неслучайно императрица Екатерина II, свергнув своего мужа, в числе первых своих мер подтвердила «Манифест о вольности российского дворянства».

Этот манифест привел к тому, что пусть и не очень большая, но культурно очень значимая часть дворянства перестала служить. В относительно молодом, а часто и просто молодом возрасте дворяне выходят в отставку. Некоторые остаются в столицах, то есть в Петербурге и в Москве, но многие уезжают к себе в деревню. Во-первых, в столицах было дорого жить, во-вторых, в деревне они были свободны, часто их присутствия требовали хозяйственные дела в деревне. Оказавшись в деревне, эти дворяне начинают задумываться над тем, как организовать свой досуг, чем заполнить свое свободное время, ведь жизнь в деревне или в провинциальных городах в 60–80-е годы XVIII века, да и позднее, в XIX веке, была не очень интенсивна, театров не было, книг было мало. Не все удовлетворяли свою потребность к развлечениям охотой или пирами, были люди, которые нуждались в интеллектуальных развлечениях, которые хотели получить интеллектуальную, культурную пищу. Они начинают собирать картины или гравюры, устраивать театры, если они были побогаче, оркестры. Более того, видя среди своих крепостных ребят, которые хорошо рисуют, они, опять-таки, если у них были средства, посылали этих крепостных учиться. Между прочим, именно так в русскую культуру явился один из величайших архитекторов России того времени Воронихин. Именно такова была судьба и великого украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Огромные собрания провинциальных музеев, современные собрания — все собраны из усадеб.

Культура начинает распространяться. Раньше, сосредоточенная исключительно в Петербурге и в Москве, теперь эта культура проникает и в провинцию. В Вологде создается театр, например, и в Сибири, в Тобольске, начинает издаваться журнал с очень выразительным названием «Иртыш, превращающийся в Иппокрену», собираются, как я уже сказал, картинные галереи. Более того, появляются люди, которые, оказавшись на свободе, поселившись в деревне, начинают сами пробовать свои силы в искусстве, прежде всего в литературе, потому что литература в меньшей степени, чем живопись или музыка, требует специальной подготовки. И мы знаем, между прочим, одного, может быть величайшего, русского прозаика, который стал писателем именно поэтому, хотя его жизнь падает уже на XIX век.

Действительно, был молодой дворянин. Родители его умерли. Он вышел в отставку, приехал в свое имение. Там, чувствуя, что ему нечем заняться, боясь спиться с горя, стать, как он сам выражался, «горьким пьяницей», он стал сочинять истории, вернее, он стал записывать те истории, которые ему рассказывали встреченные им в его жизни люди. Так появилась, между прочим, может быть величайшая русская книга «Повести Ивана Петровича Белкина».

Это, конечно, шутка. Иван Петрович Белкин — выдуманный Пушкиным человек, выдуманный Пушкиным автор, но ведь таких, как Иван Петрович Белкин, на самом деле было не так мало, только они не обладали гениальным даром творца Белкина, Александра Сергеевича Пушкина. В реальности это были люди скромных дарований, но, тем не менее, они существенно обогатили русскую культуру, обогатили, в частности, тем, что литературное творчество перестало сосредотачиваться только в столицах, теперь оно распространилось по огромной империи, теперь оно затрагивало и провинциальную жизнь, и сельскую жизнь. В качестве примера реально существующего «Белкина», то есть реального человека, ставшего писателем благодаря «Манифесту о вольности российского дворянства», можно назвать Андрея Тимофеевича Болотова.

Но прежде чем сказать об Андрее Тимофеевиче Болотове, хочу обратить внимание на то, что деятельность этих одаренных авторов, вышедших в отставку, или просто собирателей искусств привело к тому, что изменился облик русской усадьбы. Возникли «дворянские гнезда». На слайде вы видите одну из таких усадеб XVIII века. Возникает усадебная культура, которая так много определяет в русской литературе вплоть до начала XX века, вплоть до Бунина, до Алексея Николаевича Толстого.

Вот с этой усадебной литературой и связана во многом деятельность Андрея Тимофеевича Болотова, который был не только писателем, но и садоводом, агрономом, создателем парка. Его собственная усадьба была настоящим культурным «дворянским гнездом». Но в историю культуры Андрей Тимофеевич Болотов вошел все-таки не как первый ученый-агроном и издатель первого сельскохозяйственного журнала в России, не как создатель парка, не как автор многих сочинений в разных жанрах, но прежде всего как выдающийся мемуарист. Свои мемуары, которые он написал в старости, а Болотов прожил почти сто лет, 95 лет было ему, когда он ушел из жизни, он назвал «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков». На слайде вы можете увидеть и портрет Андрея Тимофеевича Болотова, и название его главного сочинения, его мемуаров. Без этой книги мы бы гораздо хуже понимали русскую помещичью жизнь конца XVIII века.

Как мы видим, «Манифест о вольности российского дворянства» очень существенно изменил характер культуры. И вообще на протяжении всего XVIII века государственная политика оказывала определяющее воздействие на русскую культуру. При этом это воздействие было направлено в известной мере к тому, к чему, кстати, сознательно власть не стремилась. В результате государственной политики в русской культуре начинает формироваться гражданское общество, и русское сознание перестает полностью подчиняться государственной идее, что и проявилось в творчестве многих великих русских писателей XIX столетия.