Филологический факультет СПбГУ | ||
|
Ораторская проза — это особый вид литературы, это специфически обработанная устная речь. Ораторская проза проникает на территорию Киевской Руси к восточным славянам в XI веке, достаточно быстро после Крещения, и в первую очередь она появляется в качестве переводных текстов. Восточные славяне переводят византийских отцов церкви. Было три главных проповедника, которые считаются отцами церкви: Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов. Эти люди жили в IV–V веках нашей эры в Византии. Интересно, что древнерусские книжники обращаются именно к этой эпохе, к эпохе расцвета византийской ораторской прозы. Они не обращаются к своим современникам, а обращаются к классическим образцам. Наиболее популярным среди этих отцов церкви был Иоанн Златоуст. Из его проповедей, из его ораторских произведений составлялись целые сборники. Они назывались по его прозвищу «Златоуст» или «Златоструй» и были очень популярны в литературе Древней Руси.
Когда мы говорим об оригинальном творчестве древнерусских книжников, нужно, конечно, упомянуть два имени: Иларион Киевский, живший в XI веке, и Кирилл Туровский, который писал в XII столетии. Два этих автора являются образцовыми ораторами, авторами ораторской прозы Киевской Руси.
Ораторская литература Киевской Руси традиционно делится на две разновидности: литература эпидейктическая, торжественная, и ораторская проза, которую называют дидактической, или учительной. Эпидейктическое, торжественное красноречие обычно обозначалось как «слово» — это было жанровое обозначение такого рода литературы. Это был наиболее развитый вид ораторской прозы, наиболее сложный. В эпидейктической торжественной ораторской прозе использовались очень длинные конструкции, синтаксические фигуры речи, изысканные обороты, это был наиболее сложный для восприятия и, конечно, для написания, для создания текст. Главными представителями эпидейктического красноречия были как раз Иларион Киевский и Кирилл Туровский.
Кирилл Туровский в основном писал ораторские произведения, проповеди, связанные с праздниками, скажем, Днем входа Господня в Иерусалим, с неделей Антипасхи, днями Страстной недели. Он создавал своеобразные словесные узоры, огромные речевые периоды, при помощи которых он описывал те или иные евангельские события, которые стали поводом для церковного праздника. Митрополит Киевский Иларион является создателем первого торжественного слова в Киевской Руси, знаменитого «Слова о законе и благодати», которое появилось в середине XI века. Это своеобразный богословский трактат, посвященный теме крещения Руси.
Традиция эпидейктического, торжественного красноречия, между прочим, отразилась в главном памятнике древнерусской литературы — в «Слове о полку Игореве». Само «Слово о полку Игореве» — это произведение сложного жанра. В нем присутствуют разные жанровые традиции. Но в самом заглавии мы видим, что присутствует термин «слово», который как раз отсылает нас к традиции торжественного красноречия.
Если говорить о памятниках дидактического красноречия, то можно вспомнить такие примеры, как «Поучение к братии новгородского епископа Луки Жидяты», также знаменитые поучения Феодосия Печерского, основателя Киево-Печерской лавры, и, конечно, «Поучение Владимира Мономаха». Этот пример очень любопытен, потому что он показывает нам, что авторами произведений дидактического красноречия могли быть и светские люди, не обязательно священнослужители. Но памятников эпидейктического красноречия Древней Руси, которые были бы созданы светскими людьми, мы не имеем. Можно предположить, что такое высшее красноречие, наиболее высокое, наиболее торжественное, могли создавать только люди, имеющие отношение к церкви.
Татаро-монгольское иго замедлило развитие ораторской прозы, как и русской литературы в целом, но надо сказать, что само событие татаро-монгольского нашествия в ораторской прозе отразилось. Я имею в виду знаменитое «Слово о погибели русской земли», а также можно вспомнить слова Серапиона Владимирского, который пытается перенести традиции киевского красноречия, красноречия Киевской Руси на северо-восток Руси.
В конце XIV века, в XV веке ораторская проза постепенно возрождается вместе с литературой, и появляются ораторские произведения, созданные митрополитом Киприаном, Пахомием Логофетом и Епифанием Премудрым, который создал, например, «Слово похвальное Сергию Радонежскому».
Принципиально новый период в истории русской ораторской прозы — это XVII столетие. Тут нужно назвать три имени: Епифаний Славинецкий (ок. 1600–1675), Симеон Полоцкий (1629–1680), Евфимий Чудовский (ум. 1705). В первую очередь ораторская проза становится формой публицистики, то есть начинает отражать некие злободневные проблемы, актуальные проблемы современной жизни, например, проблему власти или проблемы социальные, допустим, противоречие между богатыми и бедными. Этой проблеме посвящено, например, «Слово о милости» Евфимия Чудовского, который ратовал за открытие богаделен для нищих. Кроме того, ораторская проза XVII века в каком-то смысле становится более массовой. Появляется уже к тому времени книгопечатание, и некоторые произведения ораторской прозы начинают публиковаться отдельными брошюрами. Например, в 1668 году выходит брошюра с двумя поучениями Симеона Полоцкого, «О благоговейном стоянии во храме» и «О еже не пейте бесовских песней». Возрождается устная проповедь впервые со времени Киевской Руси. В 1667 году на Соборе среди постановлений был принят указ о возрождении устной проповеди. Это, конечно, не было массовым явлением, это было довольно редким явлением, но, тем не менее, это существенно. Одним из самых известных авторов, который произносил устные проповеди в середине XVII столетия, был Епифаний Славинецкий. От него до нас дошло более 50 ораторских произведений. В основном они были произнесены в 50-е годы XVII века в период церковной реформы патриарха Никона, сподвижником которого был Епифаний Славинецкий.
После Епифания устным ораторством много занимался Симеон Полоцкий, который начинает произносить ораторские произведения в связи с каким-то важными событиями из жизни царя Алексея Михайловича. Появляется окказиональная ораторская проза, связанная с царскими днями, то есть важными событиями жизни царя или его семьи. Один из ранних примеров такого рода — речь в день объявления наследником престола царевича Алексея Алексеевича, в 1668 году она была произнесена.
Еще одной важной особенностью ораторской прозы XVII столетия является интерес к теории ораторской прозы. Впервые в XVII веке русская культура знакомится с риторической традицией, с риторикой, которая описывает теорию, описывает то, как создавать ораторские произведения. До этого риторика усваивалась подражательно, то есть через подражание образцам, известным каноническим примерам, скажем, отцам церкви. Интересно, что в разных регионах, на юго-западе Руси, то есть на Украине и Белоруссии, в Московской Руси и даже у старообрядцев в их поселениях на севере появляются свои риторические трактаты.
Последнее, о чем стоит сказать, характеризуя русскую ораторскую прозу XVII века, состоит в том, что литература этого времени тесно связана с барочной традицией. Это барочная проповедь, которая является очень вычурной, изысканной, сложной по своей организации. Для барочной литературы характерен принцип «сопряжения далековатых идей», принцип остроумия. Проповеди Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого написаны в духе барочной литературы. И нам, современным читателям, бывает очень трудно проследить за мыслью автора, поскольку они, действительно, ориентированы на барочную структуру, барочную вычурность.
Надо сказать, что барочная проповедь продолжает развиваться и в XVIII веке. Например, проповеди Стефана Яворского, в меньшей степени проповеди Феофана Прокоповича, тесно связаны с барочной традицией XVII века. Как писала Анна Сергеевна Елионская, которая подробно исследовала ораторскую прозу этого времени, «в течение длительного времени в ораторской прозе XVII века сохраняется барочный стиль, и барочная проповедь в своем традиционном виде доживает до середины XVIII века».