Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 5
Русская литература XVIII века и риторика

Урок 4
«Краткое руководство к красноречию» как образец риторического трактата

Восточные славяне познакомились с риторической теорией в начале XVII века. Эта теория существовала до середины XVIII века как единая восточно-славянская риторическая теория, органическая часть европейской классической риторической традиции. И только в середине XVIII века возникает уже собственно русская риторика, русская риторика в узком, точном и прямом смысле этого слова, и создателем этой риторики является Михаил Васильевич Ломоносов.

Мы уже не раз вспоминали Ломоносова, и это не удивительно. В истории русской словесности, русского языка XVIII века, наверное, не найти другого автора, который так много бы сделал для формирования русской культуры и своего времени, и последующих веков. Михаил Васильевич Ломоносов в своей бесконечно разнообразной деятельности очень много внимания уделял филологическим сочинениям. И надо сказать, что именно филологические труды Ломоносова, в частности его «Российская грамматика», наряду с его поэзией, являются наиболее ценным в его многогранном наследии.

Среди этих филологических трудов очень важное место занимает и риторика. Ломоносов создал два риторических трактата: «Краткое руководство к риторике» — трактат 1744 года, и «Краткое руководство к красноречию. Книга первая» — трактат 1748 года. К созданию своих риторических сочинений Ломоносов подошел очень осведомленным и готовым человеком. Скорее всего, Ломоносов мог познакомиться с некоторыми представлениями о риторике еще у себя на родине, на севере, где он достаточно тесно общался со старообрядцами, и через контакты со старообрядцами он мог познакомиться с риторикой в старообрядческой огласовке. Однако более основательное представление о риторике Ломоносов получил уже во время своего обучения в Славяно-греко-латинской академии в Москве. Там он слушал лекции Порфирия Крайского, известного литератора, преподавателя Славяно-греко-латинской академии. При этом Ломоносов слушал его риторику достаточно внимательно. До нас дошел даже конспект этой риторики, которая читалась по-латыни, выполненный, скорее всего, рукой Михаила Васильевича Ломоносова. Потом, в бытность свою в Германии, Ломоносов познакомился уже и с европейской риторической традицией в новолатинском воплощении (трактаты Н. Коссена и Ф.Помея), и с новоевропейской риторикой (сочинение Н. Буало - выполненный Николя Буало перевод трактата Псевдо-Лонгина «О возвышенном» и прежде всего с риторикой знаменитого немецкого поэта и теоретика искусства И.К.Готшеда). Соответственно, когда Ломоносов в середине 40-х годов приступил к созданию своего первого риторического трактата, он уже был вполне подготовленным к этому делу теоретиком.

Создав свое первое риторическое сочинение, «Краткое руководство к риторике», Ломоносов предложил его опубликовать. Однако конференция Санкт-Петербургской Императорской академии наук, то есть руководство Петербургской академии наук, отклонило этот текст, сочтя его, во-первых, слишком кратким, и во-вторых, предложив Ломоносову написать свое сочинение на латинском языке.

Ломоносов вновь вернулся к риторике через три года и к концу 1747 года представил другое свое сочинение, новый труд, «Краткое руководство к красноречию. Книга первая». Он значительно расширил свой текст, существенно его видоизменил, но однако сохранил русский язык. Также как и «Краткое руководство к риторике» «Краткое руководство к красноречию. Книга первая» написано по-русски. Это действительно выдающееся сочинение, которое было опубликовано и которое в течение XVIII века неоднократно переиздавалось, являя собой замечательный образец риторического трактата.

В своей обширной книге М. В. Ломоносов дает отчетливое определение риторики:

Красноречие есть искусство о всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.

То есть так же, как и другие теоретики риторики, Ломоносов полагал, что главной задачей риторики является убеждение. И свой трактат он составлял как трактат, который учит автора убеждать в разных регистрах речемыслительной деятельность. В «Кратком руководстве к красноречию» Ломоносов попытался описать общие закономерности речемыслительной деятельности с точки зрения ее прагматики, то есть с точки зрения того, как человек своей речью воздействует на реципиентов. Как известно, Ломоносов планировал продолжить свое сочинение, написать другие части «Краткого руководства к красноречию», где рассмотрел бы частные случаи речемыслительной деятельности, в частности, литературную деятельность. Это он сделать не сумел, не успел, скорее всего, или охладел к этому замыслу. Однако и в том виде, в котором написано «Краткое руководство к красноречию», оно во многом связано прежде всего с литературной стороной речевой деятельности человека. Прежде всего, Ломоносов учит воздействовать при помощи высоких литературных текстов.

«Краткое руководство к красноречию» состоит из трех больших частей. Первая часть — это «Об изобретении», вторая часть — «Об украшении», третья часть — «О расположении». Хочу обратить внимание на то, что Ломоносов нарушил привычный последовательный порядок расположения частей. Как мы с вами видели раньше, это было отмечено и на одном из слайдов в предшествующих частях моей лекции, традиционная риторика, как правило, предлагала другое расположение частей: об изобретении, о расположении, об украшении. Ломоносов поставил раздел об украшении вторым. Это свидетельствует о той очень большой важности, которую Ломоносов придавал именно этому разделу.

В трех обширных частях своего сочинения Ломоносов внятно и последовательно излагает основные направления, основные стороны риторической теории. Раздел «Об изобретении» содержит сведения о тех мыслительных процессах, о тех логических операциях, которые должен осуществить автор, создавая свой текст. Много внимания Ломоносов уделяет проблеме расширения идей, развертывания идей, их логической последовательности. Он говорит о том, какими логическими формулами надо пользоваться для убеждения, как надо строить свою мысль для того, чтобы она была отчетливо ясна. Раздел «Об украшении» содержит в себе достаточно развернутое, однако совсем не лишенное четкости учение о тех средствах, при помощи которых речь должна выглядеть красивой, при помощи которых можно украсить речь, придать тексту словесное совершенство. Ломоносов дает определение основным тропам, характеризует их, описывает риторические фигуры, говорит о таком понятии, как чистота языка, чистота слога. И наконец, в третьей части Ломоносов говорит о композиции, рассматривая как логическую композицию, то есть последовательность в развитии идей, так и композицию словесную. Он много внимания уделяет тому, как организовать словесные массы в строгие структуры, легкие для усвоения и тем самым действующие на сознание читателей и слушателей.

В своей совокупности «Краткое руководство к красноречию» представляет собой образцовый риторический трактат.