Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 5
Русская литература XVIII века и риторика

Урок 1
Что такое классическая риторика?

Риторическая традиция знает разные определения риторики, в которой она видит, как уже говорилось, прежде всего, убеждение посредством слова. В одних случаях риторику определяют как искусство украшать речь. В других случаях о риторике говорят как об искусстве красиво говорить, об искусстве красноречия. Но все-таки базовым определением риторики является понимание риторики как искусства или науки убеждать. Именно так определил риторику Аристотель, автор первого дошедшего до нас законченного риторического трактата, который так и называется — «Риторика». Именно Аристотель не только внятно описал объем риторики и определил ее основные проблемы, но и дал отчетливое определение риторики. С точки зрения Аристотеля, риторику можно определить следующим образом.

Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.

Дав в своей «Риторике» такое ясное, четкое определение предмета этой науки, Аристотель, как я уже сказал, в своем трактате сумел определить основные проблемы, с которыми риторика сталкивается, наметить основные линии ее дальнейшего развития. «Риторика» Аристотеля состоит из трех книг, в которых достаточно последовательно говорится о разных вопросах, встающих перед человеком, который задумывается, как при помощи речи убедить своих слушателей.

Надо сказать, что «Риторика», созданная Аристотелем, — это довольно трудное сочинение. Этот трактат для своего понимания требует больших усилий, в частности потому, что в ряде случаев Аристотель как бы себе противоречит. Одни его суждения и определения в каком-то отношении вступают в противоречия с другими, и это не забывчивость и не слабость мысли. Аристотеля трудно упрекнуть в слабости мысли. Таким образом Аристотель стремился показать сложность и внутреннюю противоречивость создаваемой им риторической теории. Это ему вполне удалось.

После «Риторики» Аристотеля, первого риторического трактата в европейской традиции, который дошел до нас в завершенном, законченном, развернутом виде, риторика активно развивалась как в Древней Греции под пером последователей Аристотеля, так и в Риме. Если говорить о развитии риторической теории в эллинистической Греции, то в первую очередь надо назвать имена таких выдающихся теоретиков риторики, как Феофраст (или Теофраст в латинской транскрипции), как Деметрий, как Дионисий Галикарнасский, а в Риме наиболее полно риторическую теорию представили Марк Туллий Цицерон и Марк Фабий Квинтилиан. Именно Цицерон и Квинтилиан явились, наверное, самыми востребованными в следующие века теоретиками риторики. Цицерона особенно высоко ценили. Его имя стало символом красноречия. Недаром, когда хотели похвалить Ломоносова, его сравнивали именно с Цицероном, и недаром в далеком Киеве в самом начале XVIII века один из украинских теоретиков риторики (Игнатий Миштальский) назвал свой трактат по риторике «Rostra Tulliana…», то есть цицероновый волнорез. Риторика с его точки зрения, как волнорез, который помогает двигаться по жизни, по морю житейскому, и связана прежде всего с Марком Туллием Цицероном. Квинтилиан же оказал, может быть, еще большее влияние своей теорией. Именно его «Риторика», которая занимает 12 книг, во многом определила понимание риторики, объем риторического знания, основные понятия риторики. Все это последующие читатели брали, прежде всего, у Квинтилиана.

Сложившись в античности как наука об убеждении, риторика, естественно, обладала чисто дидактическими свойствами, то есть она учила своих учеников тому, как свободно, легко и убедительно выражать свои мысли, как сделать так, чтобы твоя речь влияла на слушателей и читателей именно так, как ты хочешь. Для этого риторика предлагала определенные механизмы, которые должны были позволить человеку убедить слушателей в том, в чем он хочет. Но это только первый уровень риторики, так сказать учебный, дидактический. Овладев навыками убеждения, оратор, любой автор, с точки зрения классической риторики, должен эти навыки поставить на службу не своей собственной воле, не своим собственным меняющимся желаниям, а истине. Риторика, в конечном счете, должна убеждать именно в истине. Цель риторики — открыть перед человеком счастье. Именно поэтому начиная с Аристотеля античные авторы видели в риторике обратную сторону философии. Диалектика и риторика, — по мнению Аристотеля, — это две родственные науки, ибо они касаются всей человеческой жизни. Причем диалектика учит истине, открывает истину, а риторика эту открытую диалектикой истину пропагандирует, она убеждает слушателей в том, что перед ними именно истина. С этим связано и определенное отличие риторики от диалектики. Диалектика, то есть философия, обращается только к разуму, а риторика обращается и к чувствам. Для того чтобы убедить, надо затронуть и чувства. И недаром Аристотель в своей «Риторике» очень большое внимание уделяет классификации чувств, типологии слушателей для того, чтобы научить автора правильно воздействовать на них.

Стремясь показать истину, открыть перед человеком счастье, классическая риторика видит эту истину в сложном соединении трех начал: блага, справедливости и красоты. Именно так описывает эту проблему Аристотель. При помощи логики риторика убеждает своих реципиентов, своих слушателей или читателей, в том, что излагаемые при ее помощи идеи являются благими и справедливыми, а при помощи языка она показывает, что эти идеи являются красивыми. В красоте нельзя убедить, красоту можно только явить, и риторическая теория предполагает явление этой красоты через совершенство языка.

Как мы видим, являясь, казалось бы, практическим ремеслом, которое учит убеждать, риторика, с другой стороны, является базовой наукой, базовой формой знания, такой же важной, как и философия. Именно такое понимание риторики и определяет классическую риторическую традицию, которая охватывает в Европе огромный исторический период с IV–V веков до Рождества Христова по XVIII век нашего времени включительно. Огромный период — больше двадцати веков, больше двух тысячелетий. При этом в течение всей этой риторической традиции риторика с удивительным постоянством выделяет пять своих главных частей, пять главных риторических операций, которые необходимо осуществить, чтобы овладеть искусством убеждения. Риторика, начиная от Аристотеля и до начала XIX века, знает эти пять частей:

1. Изобретение.

2. Расположение.

3. Украшение.

4. Память.

5. Действие.

То есть она учит, как определить свои цели и при помощи каких способов доказать свои положения, как правильно расположить и свои мысли, и словесную форму их выражения, как украсить речь, как ее запомнить, ибо старая риторика предполагала устную форму произнесения, и как вести себя, когда ты выступаешь с речью. Вот эти пять частей риторики и составляют ее основу, определяют сложную структуру риторических трактатов.