Филологический факультет СПбГУ | ||
|
Когда я представлял весь наш лекционный курс, я обращал ваше внимание на то, что мы, его создатели, не предполагали представить историю русской литературы XVIII века в ее хронологической последовательности. Цель наших лекций состоит в другом: показать литературную жизнь той эпохи с разных точек зрения, в разных ракурсах, в разных контекстах. Так, например, мы уже говорили о литературном и языковом контексте, в котором развивалась русская литература XVIII века, а сегодня мы поговорим о литературной жизни XVIII века на фоне риторики, попытаемся увидеть словесность XVIII века в риторическом контексте.
Надо сказать, что риторика относится к числу важнейших областей человеческого знания. Она связана с попыткой человека отрефлексировать одну из самых важных сторон его собственной деятельности, прагматическую деятельность, то есть деятельность, связанную с воздействием на окружающих, с убеждением. Риторика — это и есть наука или искусство, которое изучает способы убеждения. При этом понимание риторики бывает и широким, и более узким и конкретным. По широкому пониманию риторики, в риторике можно видеть область человеческого знания, которая занимается любыми способами убеждения, в том числе и невербальными. Недаром существуют многочисленные работы, посвященные, например, риторике войны. А в свое время мне попалась книга, к сожалению, я забыл ее автора и точное название, которая была посвящена южноамериканскому каннибализму, то есть людоедству, как риторической проблеме. Но наряду с таким расширенным пониманием риторики существует и, пожалуй, доминирует более конкретный взгляд на риторику, который видит в ней науку, занимающуюся только вербальными способами убеждения.
И мы с вами будем говорить именно о таком, узком, понимании риторики. В риторике мы будем видеть науку или искусство, как считали люди XVIII века, которая изучает те стратегии, те принципы, которые позволяют автору достигнуть желаемых целей.