Филологический факультет СПбГУ | ||
|
Когда мы с вами говорим о поэтических экспериментах XVIII века, мы, конечно, не можем пройти мимо такого крупнейшего поэтического эксперимента, который получил название «реформы русского стиха».
Суть реформы русского стиха, которая произошла в 30–40-е годы XVIII века, состоит в том, что русский стих поменял систему стихосложения. Силлабический стих ушел из русской поэзии и заменился на силлабо-тоническое стихосложение. Эту реформу иногда называют реформой Тредиаковского – Ломоносова. Хотя на самом деле можно сказать, что в реформировании русского стиха участвовало три поэта: В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков. М. Л. Гаспаров в очерке «История русского стиха» пишет о том, что реформа русского стиха стала третьим закономерным этапом развития русского стиха. Первый этап — так называемая досиллабическая поэзия, скажем, говорной стих, основным дифференциальным признаком которого была рифма. В силлабической поэзии XVII столетия к рифме добавляется еще один важный дифференциальный признак стиха — одинаковое количество слогов в каждой строфе, то есть стих еще больше удаляется от прозы. И наконец, в 30–40-е годы XVIII века к рифме и равносложности добавляется еще один важный признак — правильное чередование ударных и безударных слогов. Стих таким образом еще дальше отходит от прозы.
Реформа русского стиха начинается в 1735 году с трактата В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Тредиаковский обращает внимание, что в русском языке гласные, ударные и безударные, качественным образом отличаются друг от друга, и он говорит о том, что это важное свойство языка нельзя не использовать при написании стихов. В силлабической поэзии, я напомню, это никак не использовалось, то есть ударные и безударные гласные были равнозначны для силлабики. Но, с другой стороны, Тредиаковский говорит о том, что нужно использовать и традицию, то есть традицию силлабического стихотворства. Тредиаковский вводит понятие стопы как условной меры стиха, которая позволяет включить в силлабический стих правильное чередование ударных и безударных слогов.
Он вводит четыре стопы: первая — это ямб, то есть сочетание безударного и ударного звуков, затем хорей — сочетание ударного и безударного, пиррихий — сочетание двух безударных и спондей — сочетание двух ударных. Хотя Тредиаковский говорит о том, что эти стопы можно смешивать друг с другом, на практике он отдает предпочтение хорею, и длинные силлабические размеры, 13-сложник, 11-сложник, он превращает в хорей, то есть тонизирует их.
Интересно, что Тредиаковский реформирует стих в первую очередь на практике, а не в теории, и перелагает, переделывает свои собственные старые силлабические стихи. Вот, например, первая строка элегии Тредиаковского:
Ах! Невозможно сердцу пробыть без печали.
В новом реформированном, силлабо-тоническом варианте звучит следующим образом.
Не возможно сердцу, ах! Не иметь печали.
Это семистопный хорей, в котором ощутимо правильное, регулярное чередование ударных и безударных слогов.
Часто стиховеды говорят о том, что реформа Тредиаковского была не окончательной, половинчатой, потому что, во-первых, Тредиаковский позволял себе смешивать стопы. Примеры стихотворений, написанных смешанными стопами, мало чем отличаются от старой силлабической поэзии. А с другой стороны, Тредиаковский тонизирует только длинные силлабические размеры, как я уже сказал, 13-сложник, 11-сложник, короткие размеры он сохраняет в старом, силлабическом формате.
Решающий вклад в реформу русского стиха внес М. В. Ломоносов, который в 1739 году пишет «Письмо о правилах российского стихотворства», стиховедческий трактат. Он присылает его из Германии в Петербург, в Академию наук. Вместе с трактатом он присылает также знаменитую «Хотинскую оду». Это был первый пример русской поэзии, написанный четырехстопным ямбом, самым распространенным до сих пор размером русской поэзии. Ломоносов говорит о том, что стихи необходимо также строить из стоп, но он предлагает строить стихи из подобных стоп, то есть либо из стоп восходящих, а именно из ямба и анапеста, либо из стоп нисходящих, из хореев и дактилей. На практике Ломоносов, в отличие от Тредиаковского, отдает предпочтение ямбу, для него ямб был идеальным размером. Он пишет, что ямб — «это такой стих, который поднимаяся тихо вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножает», то есть ямб был таким размером, который в максимальной степени соответствовал высокой одической поэзии, мастером которой и стал Ломоносов. Первое стихотворение, написанное ямбом, «Хотинская ода», посвященная императрице Анне Иоанновне, явила собой начало русской ямбической поэзии.
Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верьх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл;
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Которой завсегда журчит
И с шумом в низ с холмов стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится.
Но у Ломоносова тоже были свои ограничения в реформе. Он стремился на первых порах писать чистыми ямбами, то есть не признавал пиррихиев, не признавал пропусков ударений в ямбической строке, и поэтому ему приходилось специально подбирать короткие слова, которые бы уместились в стопу ямба, которая состоит всего из двух слогов. Приведу пример такой поэзии, состоящей только из чистых ямбов. Это знаменитое «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Я думаю, вы видите и слышите, что здесь специально подобраны короткие слова и везде на сильных местах ямба присутствуют ударения.
Завершает реформу А. П. Сумароков, который на практике отстаивает необходимости пиррихиев в русском стихе. В русском языке средняя длина слова — это три слога, поэтому, конечно, использование пиррихиев, пропусков ударений неизбежно. Сумароков, кроме этого, вводит в русскую поэзию еще одну стопу, которую не признавали ни Тредиаковский, ни Ломоносов, — амфибрахий. Эта стопа была введена в русское стихосложение именно Сумароковым.
В 1743 году три главных участника реформы русского стиха: Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков — вступают в поэтическое соревнование. Они пишут «Три оды парафрастические псалма 143», то есть переложение одного псалма стихами. Это был довольно популярный с поэзии XVIII века поэтический жанр, переложение псалмов. И перелагают они этот псалом по-разному. Тредиаковский использует любимый им хорей, а Ломоносов и Сумароков используют ямб.
В 1752 году В. К. Тредиаковский пишет еще один стиховедческий трактат, который называется «Способ к сложению российских стихов». Написанием еще одного трактата он пытается утвердить свое первенство в реформировании русского стиха, пытается напомнить всем, что именно он начал реформировать старый силлабический стих. Но на самом деле кому принадлежит решающий вклад в реформу русского стиха — это вопрос довольно дискуссионный. Об этом спорили поэты в XVIII веке и впоследствии, уже в XIX, XX и начале XXI века, до сих пор об этом спорят ученые-стиховеды. Так или иначе, можно сказать, что все три поэта середины XVIII века, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков, внесли свой вклад в реформирование русского стихосложения.