Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 3
Ода в жанровой системе русской литературы XVIII века

Урок 4
Торжественная ода

Как я уже сказал, из всех одических вариантов, всех типов оды наибольшую роль в русской культуре играли два типа, две разновидности оды: торжественная ода и ода духовная.

Сейчас мы поговорим с вами о торжественной оде, которую можно назвать также панегирической одой или, воспользовавшись прецедентным для этого жанра именем античного автора. Дело в том, что в России до Державина русская ода ориентировалась, прежде всего, на традиции, заложенные великий древнегреческим поэтом Пиндаром, поэтому мы и можем ее назвать пиндарической одой.

Русская торжественная ода является частью европейской оды, при этом частью очень интересной. В тот момент, когда одический жанр на Западе уже умирал, распадался и сменялся новыми лирическими формами, как раз и происходит расцвет русской оды. Русская ода — это может быть запоздавшее, но вместе с тем очень яркое последнее сияние одического жанра в европейской культуре. Осип Мандельштам говорил о трагедиях Владислава Озерова как о «последнем луче трагической зари». Эти слова великого поэта, так тонко чувствовавшего классическое искусство, можно переадресовать и русской оде. Русская ода — это последний луч великой одической зари европейской культуры.

Ориентированная на Пиндара в его европейской рецепции, русская торжественная ода обладала целым рядом формальных особенностей. Прежде всего, торжественная ода обязательно должна быть строфической. Вот перед вами схема самой распространенной одической строфы, которая состоит из десяти стихов, связанных, как мы видим, сложной системой рифмовки.

AbAbCCdEEd — четырехстопный ямб.

Именно одическая строфа и придавала длинным одам внутреннюю динамику и энергию, концентрировала мысль одического поэта, а с другой стороны, помогала читателям легче воспринять содержание оды. Создателем русского варианта одической строфы был Василий Кириллович Тредиаковский. Именно он в своей знаменитой оде «Ода торжественная о сдаче города Гданьска» предложил одическую строфу, воплощенную формами русского языка и русского стиха. Но своего расцвета и своего совершенства эта десятистрочная одическая строфа достигла под пером М. В. Ломоносова. Приведу один пример из од Ломоносова. Это «Ода на день восшествия на престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1748 года». Одна из самых знаменитых Ломоносовских од.

Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном вышнего пылает,
Да счастием твоим венчает 
Его средину и конец.

Конечно, одическая строфа — это только внешний показатель од. И вообще строфическая форма — только внешний показатель оды. Гораздо важнее, что в торжественной оде, возможно, с наибольшей силой выразился одический восторг, о котором мы недавно говорили.

Важность понятия одического восторга для торжественной оды во многом связана с содержанием одической оды, с ее тематикой и ее интенцией. Задача торжественной оды состояла в том, чтобы раскрыть гармонию исторического бытия. При обычном взгляде на жизнь, на историю жизнь кажется трудной, тяжелой, история полна преступлений и зла. Недаром традиционное сознание называло сатану князем мира сего. Но это только кажущееся торжество зла в истории. В действительности историческая жизнь организована Божественным промыслом, и как раз задача оды — увидеть жизнь не такой, какой она оборачивается к нам, а такой, какую ее задумал Бог, увидеть жизнь такой, какой она развивается перед глазами Бога и которую мы, люди, своими неразумными действиями портим. Но для того чтобы это увидеть, поэт должен оказаться в совершенно особенном состоянии — он должен воспарить. Он должен испытать чувство некоего трезвого опьянения, некоего восторга. Недаром В. К. Тредьяковский в своей «Оде торжественной о сдаче города Гданьска», а я говорил, что это первая торжественная ода в русской литературе, начинает ее следующими словами:

Кое трезвое мне пианство
Слово дает к славной причине?

И действительно:

Восторг внезапных ум пленил…

— пишет Ломоносов в своей первой оде «Оде на взятие Хотина». Вот этот восторг, трезвое пиянство, то есть состояние экстаза, напоминающее мистический экстаз религиозного визионера, — вот что определяет характер торжественный оды. И все торжественные оды так или иначе связаны с воплощением этого восторга. Эмоциональный накал, эмоциональное горение, как я уже говорил, и составляет основу торжественной оды.

Дважды я уже повторил, что создателем торжественной оды был В. К. Тредьяковский, и действительно это так, но своего рассвета торжественная ода достигла в творчестве удачливого соперника В. К. Тредьяковского М. В. Ломоносова. Именно Ломоносов своими многочисленными одами показал те возможности, которые раскрыты в одическом жанре. Ломоносов посвящал оды тем государям, которые правили Россией. Хотя ода раскрывает метаисторическую ось исторической жизни, то есть ось, которая уже выше конкретной истории, тем не менее, торжественные оды обычно приурочивались к каким-то государственным событиям: дням восшествия на престол, тезоименитства, то есть дням ангела, прежде всего императора или императрицы. Как известно, большая часть жизни Ломоносова связана со временем правления императриц: Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, а потом уже Екатерины II. Вот у вас на слайде появляется титульный лист одной из последних од Ломоносова — «Оды императрице Екатерине Алексеевне на ее восшествие на престол июня 28 дня 1762 года». Ломоносов умер в 1765 году.

Оды Ломоносова, адресованные разным императорам, тем не менее, внутренне объединены. В них говорится прежде всего о России, которая предстает в одах Ломоносова как империя, то есть как особая страна, объединяющая в своей жизни отдельные национальные организмы, гармонизируя их, раскрывая их лучшие качества.

Ломоносов был, конечно, не единственным великим одическим поэтом. Кроме него к жанру оды обращались и другие авторы, например А. П. Сумароков. У вас на слайде титульный лист сборника Сумарокова «Торжественные оды». Может быть, еще более оригинальным одописцем, во многом отличным от Ломоносова, был Василий Петрович Петров, портрет которого вы тоже можете увидеть. В. П. Петров стремился как можно более отчетливо выразить эмоциональный восторг. Он старался сделать оду как можно более экспрессивной, особенно напряженной, для этого, в частности, используя разные формы одической строфы. В отличие от Ломоносова, который пользовался одическим десятистишием, в отличие от Сумарокова, который тоже, в основном, пользовался этим видом строфы, Петров предлагал разные строфические варианты, что делало его поэзию оригинальной и своеобразной, готовило тот переход к оде уже совершенно другого типа, который осуществил в свое время, чуть позже Петрова, Г. Р. Державин.