Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 3
Ода в жанровой системе русской литературы XVIII века

Урок 3
Проблема номинации жанра. Ода как наименование различных жанровых явлений

Мы с вами рассмотрели категорию жанра и жанровую жизнь литературы XVIII века в разных аспектах, познакомились с тем, как понимался жанр в то время, увидели возможности разных классификаций жанров. При этом, говоря о том или ином конкретном жанре, мы исходили из того, что номинация жанра полностью соответствует его содержанию, то есть что конкретный, частный жанр отчетливо определяется одним понятием: комедия — это только комедия, эпиграмма — это только эпиграмма, басня — это только басня, сатира — это именно сатира. Но в XVIII веке мы можем встретить и другие случаи, когда одним и тем же понятием определялись довольно разные жанровые разновидности или жанровые типы. Это относится к понятию «ода», которая играла, как мы уже тоже говорили, наверное, главную роль в русской поэтической жизни XVIII века.

Само слово «ода» в прямом своем значении означает «песнь». Это очень существенно. Действительно, ода прежде всего воспевает, но что она воспевает? И вот тут оказывается, что оду, казалось бы единый жанр, можно разделить на отдельные поджанры, а возможно, даже на отдельные самостоятельные жанры. У вас на экране фрагмент оглавления сочинений того же А. П. Сумарокова. И мы видим, какие разные определения прилагаются к понятию «ода»: оды торжественные, оды духовные, оды разные. Внутри этих од разных мы видим: ода анакреонтическая, ода горацианская, ода сапфическая. То есть, действительно, перед нами целый конгломерат отдельных жанровых разновидностей или, может быть, еще раз повторю, отдельных разных жанров. Не только один Сумароков видел разнообразие оды. Часто понятие оды могли употреблять для обозначения лирической поэзии в целом. Вот на слайде появляется портрет Г. Р. Державина, одного из величайших русских поэтов и не только XVIII века. В данном случае Державин нам важен не как великолепный поэт, а прежде всего как автор книги «Рассуждение о лирической поэзии или об оде», то есть ода оказывается прямым синонимом к понятию «лирическая поэзия».

Какие же разновидности оды знала русская литература XVIII века? Прежде всего это два главных типа оды: торжественная и духовная. О них мы будем говорить позднее и более подробно. Кроме торжественной (панегирической, пиндарической) оды и оды духовной существовали и другие типы од. Многие из них были связаны с прецедентными именами, то есть с именами тех поэтов, как правило, античных, которые воспринимались как авторы наиболее ярких произведений данного одического типа. Вот, например, анакреонтическая ода, что это такое? Это ода, которая напоминает стихи Анакреонта. В этой оде в основном говорилось о наслаждении, которое дает общение с миром. В анакреонтической оде прежде всего воспевается чувственное наслаждение: красота природы, женская красота, зрелища. К анакреонтической оде, как мы говорили на одной из предшествующих лекций, обращались многие и очень непохожие друг на друга поэты. При этом эта ода возводилась к Анакреонту.

Другой тип прецедентной оды — это ода горацианская, которая восходила к наследию Горация. Мы тоже говорили уже о горацианской теме, о значении горацианской темы для русской литературы. Сейчас нам важно не влияние Горация, а появление отдельного типа оды, горацианской оды, в которой воспевается жизнь на лоне природы, свобода, обычные радости бытия, при этом все эти чувства предельно обострены отчетливым ощущением скоротечности жизни. Для горацианской оды характерно постоянное ощущение смерти, которая стоит за жизнью и к которой идет человек.

Надо сказать, что между анакреонтической и горацианской одой могли возникать тесные контакты. Целый ряд произведений мы можем отнести, как к той, так и к другой одической разновидности. В качестве примера можно привести замечательную оду М. В. Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». С одной стороны, в этой оде есть и анакреонтические темы, с другой стороны, общий пафос этой оды — пафос горацианский.

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.

И горацианская, и анакреонтическая оды связаны со своими прецедентными явлениями, то есть творчеством Анакреонта и Горация, прежде всего тематически. Бывали случаи, когда тип оды определялся формальными показателями. Например, такова сапфическая ода. Главным признаком сапфической оды являлась так называемая сапфическая строфа, которая определяла принадлежность данного текста к сапфической оде. Кроме этих од (горацианской, анакреонтической, сапфической) существовали и нравоучительные оды, или оды разные. Их довольно много создавали такие поэты, как М. М. Херасков, А. П. Сумароков. Например, ода Сумарокова «Суетен будешь ты человек…» в известной мере относится к такой нравоучительной оде.

При этом, достаточно ясно выделяясь в самостоятельные группы, все эти одические разновидности все-таки тяготели друг к другу, и нередко возникали какие-то пограничные явления. Мы уже говорили с вами о «Стихах, сочиненных на дороге в Петергоф», где мы можем видеть элементы и анакреонтической, и горацианской оды. В оде Сумарокова «Суетен будешь ты человек…» мы можем видеть элемент нравоучительной оды, вместе с тем, ее также можно отнести к оде духовной. При этом все эти оды в целом отмечены главной своей особенностью, главной особенностью одического жанра — они воспевают. Они не просто раскрывают какую-то сторону жизни, они ее хвалят. Они пронизаны чувством некоего восторга, который испытывает поэт перед жизнью. Надо сказать, что, действительно, одический восторг — это главная черта оды. Ода никогда не носит просто медитативного, размышляющего характера. В ней всегда чувствуется огромное эмоциональное напряжение, горение. Поэт парит, испытывая восхищение перед тем, о чем он пишет. Именно состояние восторга и позволяет одическому поэту подняться над конкретностью жизни и увидеть жизнь в ее гармонических формах. В настоящей оде не может быть сатиры, не может быть обличения. Как только в оду проникают критические темы, это означает постепенный распад оды. Именно этим отмечено творчество Г. Р. Державина, великого одописца, который включил в свои оды критическое, разоблачающее, сатирическое начало, тем самым в известной мере подготовив распад оды, переход оды в лирическую поэзию уже другого, не одического типа. Русская же поэзия XVIII века в своем одическом проявлении, в своих одических формах избегала критики. Ода должна выражать восхищение миром, который воспринимается, воспользуюсь словами поэта XX века Владислава Ходасевича, как невероятный подарок творца человеку.