Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 3
Ода в жанровой системе русской литературы XVIII века

Урок 2
Высокие, средние и низкие жанры

Когда мы говорили о значении жанрового мышления, о значении категории жанра для литературного творчества писателей XVIII века, мы говорили о том, что жанры объединяются в более крупные явления, в литературные роды: лирику, эпос и драму. Но жанры объединялись и в группы по другому принципу. Это связано в известной мере с тем, что для понятия жанра важна не только тематика и не только какие-то внешние формальные признаки. Для жанра очень важен эмоциональный тон, модальность, то есть то отношение к жизни, которое в этом жанре проявляется. Модальность, эмоции несут в себе обязательно оценку. И вот, исходя именно из оценочного содержания жанра, жанры разделялись в XVIII веке не только по родам, но и по своей оценочной функции. Они разделялись на высокие жанры, средние жанры и низкие жанры.

Жанры

Вы видите перед собой таблицу некоторых жанров, которые относились как раз к высоким, средним и низким. Конечно, в эту таблицу входят далеко не все жанры, но главные, наиболее значимые для русской литературной жизни XVIII века явления в ней отражены. Высокие жанры — это прежде всего героическая поэма, ода, трагедия. Средние жанры — элегия, идиллия, эпистола, мадригал, песня. Низкие жанры достаточно разнообразны, в нашей таблице их разнообразие представлено комической поэмой, басней, эпиграммой и комедией. Как вы видите, в нашей таблице мы старались представить произведения, относящиеся не только к разным жанрам, но и к разным литературным родам. Например, героическая поэма — это эпос, трагедия — это драма, ода — это лирика. Или комическая поэма и басня — это эпос, комедия — это драма, эпиграмма — это в известной мере лирика. Именно эти три группы жанров: высокие, средние и низкие — и определяли во многом репутацию отдельных писателей. И именно на эту классификацию, иерархию жанров, точнее сказать, и ориентировались авторы XVIII века.

Высокие жанры занимали, как можно догадаться, главное место в литературной жизни XVIII века. Они особенно высоко ценились, поэтому авторы од, трагедий, героических поэм воспринимались как наиболее значимые, наиболее совершенные писатели. Надо сказать, что и героическая поэма была создана в русской литературе XVIII века. Это поэма М. М. Хераскова «Россиада». Кроме этого к героической поэме обращались и другие авторы, и Кантемир, и Сумароков, и Ломоносов, но они не дописали свои героические поэмы и создали только относительно незначительные их части.

Большой успех имел и жанр трагедии. Русская литература XVIII века знает целый ряд выдающихся трагических поэтов, как тогда называли авторов трагедии. Это прежде всего Сумароков, Княжнин, а уже в начале XIX века В. Озеров. Но, пожалуй, наибольшее значение для русской литературной жизни среди высоких жанров имела ода, которая была представлена в творчестве, по существу, всех поэтов XVIII века, начиная с В. К. Тредиаковского. На слайдах вы видите портреты двух поэтов, роль которых в развитие жанра оды чрезвычайно велика. Это фактически создатель образцового одического текста, образцовой модели одического жанра М. В. Ломоносов и его творческий последователь, на него во многом не похожий В. П. Петров.

Средние жанры очень многочисленны. Средние жанры были направлены на изображение, прежде всего, естественных человеческих переживаний, и большинство из средних жанров так или иначе связано с любовной тематикой. Говоря о средних жанрах и об их развитии в литературе XVIII века, необходимо назвать такие жанры, как песня, элегия, эпистола, идиллия и, например, мадригал. Мадригал — это небольшое стихотворение в основном любовно-комплиментарного характера. И очень часто оно имеет отчасти шутливый характер. Приведу один пример мадригала, принадлежащего перу А. П. Сумарокова, который и ввел этот жанр в русскую поэзию.

Анюта на себе алмазов не имела,
Но души попленить смотрителей умела.
Анюта выросла, сказали мне, в лесах.
Неправда, выросла она на небесах.

Вот типичный образец мадригала, то есть небольшого текста, связанного прежде всего с любовью и комплементами.

Низкие жанры были направлены на изображение неправильной жизни, жизни в ее конкретности. Напомню вам, что с точки зрения теории классицизма, о чем мы говорили в соответствующей лекции, все конкретное, все индивидуализированное, все частное носит неправильный характер. Частные особенности жизни уводят жизнь от абсолютно гармонического совершенства. Вот как раз против конкретности, против частности и были направлены низкие жанры. Это, прежде всего, как мы говорили с вами, комическая поэма, басня, эпиграмма, комедия. В них мы видим жизнь XVIII века, которая представляется в выразительных, неповторимых формах. Например, в комедии герои дают нам гораздо больше сведений о жизни именно русского дворянства или русского крестьянства, русских дворовых XVIII века, чем средние и тем более высокие жанры. Достаточно вспомнить бессмертные комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль». При этом эта жизнь, конкретная, чувственная, реальная жизнь воспринималась авторами как жизнь низкая. Она должна быть осмеяна, поэтому едва ли не главным фактором низких жанров, едва ли не основной особенностью этих жанров был смех. Они не просто изображали жизнь, они ее высмеивали. Это заметно во всех, по существу, произведениях этого жанра. Например, вспомним одну из эпиграмм А. П. Сумарокова.

Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтеньи меньше ног.

Вот яркий пример того, как жизнь не только описывается, но высмеивается. Как я уже говорил, тем более это можно сказать о таких жанрах, как комедия, басня, которые были наполнены ярким сатирическим началом.

Как мы с вами видим, основные жанры литературы XVIII века достаточно ясно иерархически группировались. Высокие жанры воспевают, раскрывают ту жизнь, какой она должна быть. Средние жанры показывают, как мы говорили, переживания отдельного человека, то есть жизнь примерно такой, какой она является. А низкие жанры высмеивают недостатки жизни. И в каждой из этих трех групп жанров русские писатели оставили очень значительный след. Мы уже говорили о Петрове и Ломоносове, а сейчас вы можете увидеть портреты тех авторов, с которыми во многом связаны достижения средних жанров, это М. М. Херасков и И. Ф. Богданович. В низких жанрах, так же как и в высоких и средних жанрах, работало очень много писателей, но перед вами сейчас портреты двух из них. Это А. П. Сумароков, значение которого в создании русской комедии, русской басни, русской эпиграммы чрезвычайно велико, и В. И. Майков, автор замечательных комических поэм, прежде всего поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх».