Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 3
Ода в жанровой системе русской литературы XVIII века

Урок 1
Проблема жанрового мышления в русской литературе XVIII века

Как мы только что говорили, отдельные, конкретные литературные произведения объединяются в какой-то жанр на основании целого ряда признаков: и содержательных признаков, и тематических признаков, и формальных особенностей, и эмоционального тона. Все эти признаки, в общем-то, важны, но, скорее всего, наиболее существенную роль для объединения произведений в какой-то жанр играют тематические признаки, их тематические характеристики, чему посвящены эти произведения. Например, в живописи именно по этому принципу и определяется жанр полотна. Как мы знаем, живопись оперирует такими понятиями, как исторический жанр, натюрморт, бытовая живопись или жанровая живопись, парадный портрет. Вот перед вами проходит целая галерея разных картин XVIII века, которые связаны с разными живописными жанрами, причем принадлежность этих картин жанру мы определяем именно по их содержанию, по их тематике. Вот, например, портрет Левицкого, портрет Екатерины II — это парадная живопись. Картина Депорта «Натюрморт с битым зайцем» уже своим названием указывает, что это натюрморт. Картина Лосенко «Владимир и Рогнеда» — это исторический жанр. Этот замечательный украинский художник, работавший в Петербурге, был создателем исторического жанра в русской живописи. Фрагонар и Лиотар — два великий французских живописца XVIII века — представляют своими картинами жанровую, бытовую живопись. То есть в живописи мы видим, что именно тематика определяет отнесение того или иного конкретного произведения к более общей категории, к жанру.

В литературе дело обстоит сложнее. Далеко не всегда мы можем отнести произведение к жанру исходя из его тематики, особенно это относится к новой литературе, XIX–XX векам. Например, повесть может быть посвящена совсем разным темам, но при этом остается повестью. Однако в другие эпохи, например в литературе XVIII века, в так называемой риторической литературе (о том, что это такое, мы будем говорить чуть позже) все-таки тематика, наверное, играет главную роль в отнесении текста к какому-либо жанру.

Содержание текста — не единственный признак, по которому мы относим произведение к жанру, но может быть определяющим. Это во многом связано как раз с неконвенциональностью жанра, то есть с тем, что жанр воспринимался как реальность, и, задумывая свое произведение, писатель сразу относил его к определенному жанру, а жанр имел достаточно четко очерченные содержательные, тематические границы. При этом такое жанровое мышление, которое определяло во многом литературную деятельность XVIII века в целом, требовало своего проявления, своей реализации в жанровой системе.

Понятие жанра существовало в двух вариантах: с одной стороны, жанр как факт художественного мышления, как некая абстракция, на которую ориентируется автор, а с другой стороны, жанр как определенная совокупность тем, совокупность произведений. В связи с этим в литературе существовала жанровая система, то есть тексты располагались прежде всего по жанрам. И когда автор издавал свои сочинения, он располагал их не в хронологическом порядке, не по какому-то другому содержательному принципу, он располагал их исключительно по жанру. Именно так строились многие авторские сборники XVIII века или собрания сочинений. Эта практика сохранилась и при издании авторов XVIII века в более позднее время.

Вот перед вами на слайде часть оглавления избранных сочинений А. П. Сумарокова, в котором, как мы видим, произведения распределены по отдельным и очень многочисленным жанрам: эклоги, идиллии, элегии, героиды, сонеты, баллады и так далее. При этом это только часть собрания сочинений. Существуют и другие жанры. Жанры, соответственно, многообразны, они ясно представляются авторами, и произведения располагаются в зависимости от жанров. При этом, размышляя о жанровой природе своих произведений, создавая свои произведения именно как реализацию конкретных жанров, писатели XVIII века опирались на подробную эксплицированную, то есть прямо выраженную теорию литературных жанров. В русской литературе такая теория, как мы уже говорили в другой лекции, была создана А. П. Сумароковым, прежде всего в его «Эпистоле о стихотворстве».

Этот главный литературный манифест русской жанровой мысли XVIII века ориентирован на французскую традицию. Сумароков опирается на опыт Никола Буало и на его знаменитое «Поэтическое искусство», о чем мы тоже в свое время уже говорили. Это довольно существенно. Обращаясь к «Эпистоле о стихотворстве», мы, действительно, видим, что, описывая общие принципы литературного творчества, указывая тех авторов, которым следует подражать, Сумароков дает характеристику и отдельным жанрам, обращая внимание прежде всего на их тематику. Приведу несколько примеров.

Трагедия нам плач и горесть представляет <…>

Свойство комедии — издевкой править нрав;
Смешить и пользовать — прямой ея устав.

В сатирах должны мы пороки охуждать,
Безумство пышное в смешное превращать,
Страстям и дуростям, играючи, ругаться…

И вот эта эксплицированная система жанров, описанная, теоретически закрепленная в рефлексивных текстах, и позволяла писателям создавать произведения в соответствии с жанровым принципом.

При этом жанр — это не самое крупное понятие при объединении литературных произведений в какие-то группы. Существует более общее явление — литературный род. Произведения мы относим к тому или иному литературному роду, прежде всего опираясь на общие принципы взаимоотношения автора и его текста. Традиционно считается, что теория литературных родов восходит к Аристотелю и античной традиции. Это не совсем так. Выдающийся французский исследователь второй половины XX века Жерар Женетт обратил внимание, что понятие рода по-настоящему вошло в эстетическую мысль именно в XVIII веке в сочинениях известного французского эстетика аббата Баттё. Именно он четко определил три главных литературных рода: лирика, эпос и драма.

К эпосу относятся большие произведения. Задача эпоса, прежде всего, описать жизнь, представить жизнь в объективных формах. В связи с этим эпические произведения обычно сюжетны. Образцом эпических произведений являются, конечно, поэмы Гомера. Для XVIII века именно гомеровские поэмы или «Энеида» Вергилия — образцы эпических текстов.

Лирика направлена на совсем другую сторону взаимоотношений автора и мира. Не показать объективность мира через описание событий, через хронологическую последовательность событий, а представить то, как мир влияет на душу человека, как он отражается в сознании отдельного человека — вот задача лирики. К лирическим относятся такие жанры, как ода, в разных своих проявлениях, элегия, идиллия, эклога, песнь и так далее.

И наконец, третьим родом в литературе является драма, которая не описывает жизнь, не передает воздействие жизни на душу отдельного человека, а представляет жизнь в тех формах, в которых мы ее наблюдаем. Главными жанрами драмы в XVIII веке являлись трагедия и комедия, также можно назвать комическую оперу.

Вот, пожалуй, то, что можно в целом сказать о жанровой системе и о жанровом сознании русского XVIII века. Вновь повторю, что понятие жанра являлось определяющим, структурообразующим моментом в литературной жизни XVIII века, и каждое литературное произведение XVIII века ясно и отчетливо входило в тот или другой литературный жанр.