Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 3
Ода в жанровой системе русской литературы XVIII века

Введение

Темой нашей сегодняшней встречи будет ода в жанровой системе русской литературы XVIII века, то есть мы будем говорить о том, что такое жанр, какова была жанровая система того времени и какое место в ней занимал жанр оды. Эта тема будет прочитана Евгением Михайловичем Матвеевым и мной, Петром Евгеньевичем Бухаркиным.

Обращаясь к проблеме жанра и рассматривая русскую литературу под углом зрения жанра, мы, соответственно, вновь рассматриваем литературу с точки зрения теории литературы, то есть, по существу, продолжаем тот подход, который был намечен в лекции, посвященной литературным направлениям.

Сама по себе проблема жанра — проблема очень трудная. В самом общем виде жанром можно назвать исторически сложившуюся совокупность конкретных литературных текстов, которые объединены общими содержательными и формальными признаками, а также эмоциональным тоном. Когда мы говорим о жанре, надо иметь в виду, что в разные эпохи отношение к жанрам было различным. В Новое время, начиная с конца XVIII века, особенно ярко это проявилось в XIX–XX веках, в жанре видели некоторую условность, и писатель, создавая свое произведение, очень часто не задумывается над его жанровым соотношением, над его жанровой принадлежностью. Только позднее, после выхода книги в свет, определяется жанр. Именно так, например, поступал Тургенев, многие свои романы вначале называя повестями, а потом приходя к выводу, что это роман. С другой стороны, может быть иное отношение к жанру, когда в жанре видят реальность, когда жанр носит не условный, не конвенциональный характер, он является фактом не только литературной жизни, не только литературных текстов, он является фактом художественного мышления, то есть автор сразу же задумывает свое произведение как реализацию какого-то конкретного жанра. Именно такое отношение к жанру и доминировало, фактически полностью, в русской литературе XVIII века, что определяет многие особенности жанровой системы того времени.