Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 2
Литературные направления в русской литературе XVIII века

Урок 5
Сентиментализм

С предромантизмом тесно связано и другое очень важное для XVIII века художественное, прежде всего литературное, явление — сентиментализм. Очень часто сентиментализм и предромантизм даже смешивают. Но все-таки сентиментализм, хотя и близок к предромантизму, представляет собой отдельное явление. Сентиментализм мы можем назвать предромантизмом только в том отношении, что наряду с другими тенденциями предромантического искусства сентиментализм подготавливал будущий романтизм. Вместе с тем у сентиментализма есть свои собственные, очень выразительные и характерные, черты. И прежде всего в гораздо большей степени, нежели другие явления предромантизма, сентиментализм связан с просветительской философией, которая наиболее полно была выражена во Франции, в знаменитой «Энциклопедии» Дидро и Даламбера, в творчестве Вольтера, в творчестве Жан-Жака Руссо.

Главные черты просветительской антропологии — вера в природную доброту человека — очень многое определяет в сентиментализме. Исходя именно из представления о том, что человек по своей природе добр и совершенен, сентименталисты и выдвинули чрезвычайно важный социальный лозунг внесословной оценки человека. Не по месту в иерархической структуре общества надо оценивать ту или иную личность, а по ее человеческим качествам. Исходя из этой установки, действовали писатели-сентименталисты, пытаясь ответить на вопрос, какие человеческие качества наиболее важные, что наиболее ценно для общества, для человека в его дальнейшей судьбе. Не случайно большинство писателей-сентименталистов были одновременно и представителями философской мысли Просвещения. Это относится и к Дени Дидро, и к Жан-Жаку Руссо, и к Вольтеру. То же самое мы видим и с других странах. Один из самых крупных представителей немецкого просвещения, Лессинг, был выдающимся писателем прежде всего сентименталистского направления.

В Россию сентиментализм начинает проникать в 60-е годы как раз одновременно с распространением идей Просвещения. Сентиментализм проявляется и в русской поэзии, например в творчестве Хераскова, может быть, в творчестве Ржевского. Он начинает проявляться и в драматургии, например в творчестве В. И. Лукина. Переводится очень много сентименталистских произведений. Постепенно начинает формироваться и оригинальная русская сентиментальная проза, вершиной которой стало творчество Н. М. Карамзина. Все эти разные литературные явления, располагающиеся, как мы с вами видим, в разных регистрах литературной жизни, в поэзии, драматургии и в прозе, вместе с тем обладают неким внутренним единством. Писатели-сентименталисты опирались на одни и те же философские установки, во многом пользовались одними и теми же художественными средствами, благодаря этому они ввели в русскую литературу целый ряд важнейших новых тем, без которых немыслимо сейчас представить литературную жизнь, но которые до сентиментализма в русской литературе были или не представлены вовсе, или представлены в явно недостаточном виде.

Говоря об этих темах, прежде всего надо назвать тему детства. Надо сказать, что до сентименталистов русские авторы, и не только писатели, но и художники, не осознавали детство в качестве отдельного, особенного, специфического периода человеческой жизни. Вы видите на слайде два разных детских портрета: портрет Сарры Фермор, принадлежащий кисти Вишнякова, созданный в 1749 году, и портрет Боровиковского «Портрет ребенка с яблоками», это 1777 год. Сравнение этих двух портретов очень ясно демонстрирует то новое, что внес сентиментализм в понимание детства. На портрете Вишнякова маленький взрослый. Сарра Фермор — это просто дама в уменьшенном виде, одета она, как дама. А у Боровиковского возникает ребенок со своим особенным миром. И это, между прочим, мы видим и в литературе. Здесь надо назвать в первую очередь творчество Н. М. Карамзина и его неоконченный роман «Рыцарь нашего времени», где описывается детство главного героя — Леона, или отдельные фрагменты его «Писем русского путешественника».

Другой, не менее важной, существенной темой, которую внес сентиментализм в русскую литературу, была тема дружбы как особого вида общения людей, как интимного соединения душ, стремящихся друг к другу. Эта тема в литературе сентиментализма нашла свое очень выразительное воплощение и в творчестве А. Н. Радищева, например в его повести «Дневник одной недели», и в его сочинении «Житие Федора Васильевича Ушакова», и, конечно, в творчестве Н. М. Карамзина: в целом ряде его произведений тема дружбы оказывается в центре произведения.

Третья тема, очень важная для русской литературы, это тема психологического портрета. Опять-таки именно сентименталистские авторы внесли психологический портрет в русскую литературу. Примером такого портрета может послужить стихотворение М. Н. Муравьева «Истинная красота».

Взор сияющ, очи ясны,
Сладок голос уст твоих —
Все черты твои прекрасны,
Нина, — лучше сердце их.

То есть главное в портрете — внутреннее содержание человеческой жизни. Здесь мы видим отчетливое влияние физиогномики известного швейцарского автора Лафатера, который разработал целое учение, физиогномику, о том как внешность человека связана с его внутренним миром.

Существенно обогатив арсенал литературных средств, сентиментализм активно развивался в русской литературе. Говоря о крупнейших представителях сентиментализма, кроме уже упоминавшегося М. М. Хераскова в творчестве, особенно позднем творчестве которого черты сентиментализма очень заметны, кроме М. Н. Муравьева надо назвать и целый ряд других писателей: Е. Кострова, с одной стороны, поэта классицистической ориентации, а с другой стороны, тесно связанного с сентиментализмом, конечно, Радищева, и в первую очередь И. И. Дмитриева и Н. М. Карамзина. Н. М. Карамзин и И. И. Дмитриев, портреты которых вы можете увидеть на слайдах, даже в своей жизни воплощали идеал сентименталистской дружбы — не слезливого объятия друг друга, а ощущения того, что один человек без другого прожить не может. Всю жизнь до смерти Н. М. Карамзина они провели в тесном интеллектуальном общении. Сентименталистское начало проявилось и в их творчестве. Как всем известно, Н. М. Карамзин является подлинным лидером русского сентиментализма, создателем русской сентиментальной прозы самого высокого уровня, а И. И. Дмитриев является крупнейшим русским сентименталистским поэтом.