Филологический факультет СПбГУ | ||
|
В одной из лекций мы уже говорили с вами об особом отношении людей XVIII века к античности. В то время в античности видели абсолютно совершенный эстетический идеал. И задача искусства заключается, прежде всего, в том, чтобы подражать именно, а может быть и только античности. Однако в середине XVIII века в Европе, а потом постепенно и в России, подражание только античному искусству перестает удовлетворять художественный вкус наиболее тонких, наиболее обращенных к будущему авторов и читателей. Возникает интерес к тем явлениям, которые античное искусство обходило или изображало явно недостаточно, к чему-то необычному, иногда таинственному, грандиозному, удивительному, к бескрайним просторам.
Вот перед вами картина знаменитого немецкого художника К. Д. Фридриха, которая очень хорошо показывает, хотя и создана позднее, изменение этих художественных вкусов.
Постепенно в европейском искусстве и литературе пробуждается интерес к тем художественным традициям, которые в XVII и особенно в первой половине XVIII века явно недоучитывались. Например, это традиция средневековой литературы, средневекового искусства. Очень много внимания теперь и писатели, и архитекторы, и даже художники начинают уделять Средневековью, они стремятся восстановить элементы Средневековья, повторить средневековые памятники. Один из таких примеров вы можете увидеть — это знаменитый Приоратский замок, построенный русским архитектором, музыкантом, поэтом, большим другом Г. Р. Державина Николаем Львовым.
Наряду с интересом к Средневековью, который становится все более и более ощутимым в изобразительных искусствах и в архитектуре, проявляется интерес к таким явлениям, как ночь, к таким понятиям, как тайна. Ужасное, необычное, страшное, даже преступное все больше и больше начинают привлекать внимание писателей. Так появляется такое явление, как готический роман, явление, в котором соединяется и интерес к Средневековью, и вот этот интерес к ужасному и страшному. В большинстве случаев готические романы описывали преступление, инцест, насилие, ужасы, а действие их происходило в Средние века в замках, аббатствах. Наибольшего своего развития готический роман достиг в Англии в творчестве таких писателей, как Х. Уолпол, А. Рэдклиф, К. Риф, например, «Старый барон» — знаменитый роман Клары Риф, или «Замок Отранто» (роман Х. Уолпола). Готический роман проник и в русскую литературу. Он, правда, не породил настоящего готического романа. Например, в творчестве Н. М. Карамзина готические темы очень ощутимы. Прежде всего, надо назвать его замечательную, таинственную новеллу «Остров Борнгольм», о которой мы еще будем говорить в другой лекции.
Наряду с готическим романом, наряду с интересом к Средневековью для предромантизма характерен и интерес к своей собственной национальной истории и ее героике, которая теперь начинает изображаться с опорой не на античные традиции, а на собственный фольклор. Огромную роль здесь сыграл выдающийся шотландский собиратель фольклора и писатель Дж. Макферсон, который издал книгу «Песни Оссиана», собрав кельтский эпос, шотландские народные предания архаического типа. Он выдал их за произведение древнешотландского барда Оссиана. «Песни Оссиана» имели огромный успех в Европе. Стоит вспомнить, что герой Вертер Гёте перед самоубийством читает «Песни Оссиана». «Песни Оссиана» повлияли и на русскую литературу, оказав существенное воздействие на творчество многих писателей, в частности на Гаврилу Романовича Державина. Оссианистические мотивы, мотивы, связанные с севером, с сумрачным пейзажем, с ночью, мотивы героические и одновременно связанные с ностальгией по ушедшему прошлому отчетливо присутствуют во многих произведениях Державина. Достаточно вспомнить его грандиозную оду, а может даже маленькую поэму «Водопад». И не только у Державина, но и у других авторов, например у М. Муравьева, В. Капниста, Львова, мы можем найти следы воздействия поэзии Оссиана, которого в тот момент считали реально существовавшим автором.
Распространение оссианизма, влияние Макферсона и его сочинений на русскую литературу привело к обострению интереса к ночному пейзажу. Я уже говорил о том, что предромантизм всегда интересовался ночью как необычным состоянием жизни, как чем-то таинственным, как тем временем суток, когда начинают звучать другие мысли, когда появляются другие чувства. Недаром огромный успех в XVIII веке имело визионерское, мистическое произведение английского предромантического автора Эдварда Юнга, как раз посвященное ночным размышлениям. Оно переводилось и на русский язык. И в русской культуре, в русской литературе предромантизм часто обращался к ночному пейзажу, создавая разные его типы. Этот ночной пейзаж мог иметь очень красивый, величественный характер, раскрывать, прежде всего, грандиозную красоту ночи. Тут можно вспомнить начало знаменитой оды Г. Р. Державина «Видение мурзы», где описывается дремлющий ночью Петербург. С другой стороны, ночной пейзаж мог быть связан с чувствами горя, тоски, с темой смерти, с меланхолией, и здесь можно назвать целый ряд стихотворений близкого друга, единомышленника Г. Р. Державина, очень тонкого поэта В. В. Капниста. Вот один из примеров его ночного пейзажа.
Уже со тьмою нощи
Простерлась тишина.
Выходит из-за рощи
Печальная луна.
Я лиру томно строю
Петь скорбь, объявшу дух.
Приди грустить со мною,
Луна, печальных друг!
У хладной сей могилы,
Под тенью древ густых,
Услышь мой вопль унылый
И вздохов стон моих.
Здесь Юлии любезной
Прах милый погребен.
Я лить над ним ток слезный
Навеки осужден.
На смерть Юлии
Это действительно очень выразительный и характерный пример ночного пейзажа.
Ночной пейзаж оказал очень сильное воздействие и на поэзию очень оригинального поэта уже рубежа веков Семена Сергеевича Боброва. В его стихотворениях описания ночных переживаний, ночной природы занимают очень большое место.
Предромантизм, конечно, проявился не только в распространении оссианизма в русской культуре, не только в ночном пейзаже, не только в интересе к Средним векам. Предромантические начала также ощутимы, например, в прозе, в так называемой псевдоисторической повести, первый образцы которой дал М. Н. Муравьев. Предромантизм очень существенно изменил характер русской культуры, подготовив появление уже романтизма, предшественником которого, как мы видим из самого термина, предромантизм и был.