Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 2
Литературные направления в русской литературе XVIII века

Урок 3
Рококо

Здравствуйте! Меня зовут Николай Александрович Гуськов. Я доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Сегодня мы поговорим о стиле рококо. Этот термин широко распространен в искусствоведении, однако признается не всеми литературоведами, главным образом, у нас в России. Но по аналогии с искусствоведением мы можем применить его и к литературе.

Слово «рококо», прилагательное «рокайльный», по-французски означает «маленькая, причудливой формы раковина, которая использовалась при отделочных работах». Поэтому уже в середине XVIII века этот термин использовался специалистами по дизайну интерьеров. В конце XIX века термин «рококо» стали применять не только по отношению к стилю декоративного искусства, но и по отношению к изобразительным искусствам, архитектуре, а в начале XX века, особенно в западном литературоведении стали применять и по отношению к литературе.

В России стиль рококо распространился в середине XVIII и расцвета достиг в 70–
80-е годы, однако на Западе он появился раньше, на рубеже XVII и XVIII веков. Он возник одновременно с просветительской философией, поэтому некоторые исследователи говорят, что это и есть та форма, которой облекаются нередко идеи просветителей в культуре. Я перечислю вам основные черты этого стиля. И пока я буду это делать, вам будет показана видеозапись с изображением Ораниенбаумского дворца под Санкт-Петербургом, который был построен и украшен в середине XVIII столетия. И считается, что именно здесь мы видим уникальное сочетание элементом архитектуры, живописи, скульптуры, декоративного искусства в стиле рококо. Человек рокайльной эпохи чувствовал себя неуютно в большом мире, где им, с одной стороны, играет судьба и случайность, а с другой стороны, он находится под давлением жестких законов и правил, поэтому он стремился уйти в свой малый мир, который он может устроить по своему вкусу и настроению, в мир своей частной жизни, интимных чувств и своей мечты и фантазий. Поэтому для стиля рококо характерны минимализм форм, особое внимание к утонченной отделке деталей, к украшениям, к мастерству, и вообще форма преобладает над содержанием. Для рококо характерен также отказ от этической или какой-либо другой нравоучительной оценки. Оценка любого явления, в том числе человека и его поступков, здесь прежде всего эмоциональная и эстетическая. Для рококо характерны игровые, шутливые формы, легкий эротизм, фривольность. Таким образом, этот стиль полностью погружает нас в мир интимной, частной, повседневной жизни человека изысканно, изящно отделанной.

В России стиль рококо, как я уже говорил, распространился в середине XVIII века. Наиболее ярким его проявлением можно считать деятельность так называемого львовского кружка, в котором участвовали музыканты, композиторы, такие как Бортнянский, Фомин, Пашкевич, художники Левицкий, Боровиковский, и писатели Львов, Державин, Капнист, Хемницер и другие. Глава этого кружка — Николай Александрович Львов, проявивший себя в самых разных видах искусства, как раз и может служить примером художника в стиле рококо. Так, на иллюстрации вы видите его архитектурное сооружение, известную церковь, которую в народе называют из-за причудливости ее форм «Кулич и Пасха» (1785–1790). Действительно, сама церковь и часовня напоминают эти сладости. Таким же образом Львов экспериментировал в области поэзии, музыки, живописной миниатюры, смешивал жанры, эмоции и, с одной стороны, серьезно относился к предмету своего описания, с другой стороны, всегда использовал шутливые элементы игры. Другим не менее ярким примером рокайльного стиля является оформление собрания сочинений другого члена львовского кружка, Василия Васильевича Капниста. Мы можем видеть, что книга открывается титулом, на котором написано «Сочинения Капниста», далее следует оглавление и идут серьезные произведения, начиная с од. Когда же мы дочитываем книгу до конца, мы видим последний текст.

Капниста я прочел и сердцем сокрушился:
Зачем читать учился.

Таким образом, автор как бы сам в шутливой форме опровергает все то, что он до этого написал.

В известной оде Державина «Фелица» мы видим чисто рокайльное определение поэзии.

Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад.

Поэзия, таким образом, является не водою, которой утоляют жажду, а лимонадом, который, с одной стороны, утоляет жажду, а с другой стороны, доставляет нам сладостное удовольствие и щекочет наши чувства.

Представители львовского кружка собирались в свободное от своих государственных трудов время в этой приятной им, частной, дружеской обстановке, не стремясь к долговечной славе, но стремясь достичь высокого мастерства, обсуждая свои художественные приемы, как раз занимались различными формами творчества.

Однако не только в львовском кружке мы можем видеть примеры стиля рококо в русской литературе. К писателям, которые близки к этому стилю, мы можем отнести и творчество Алексея Андреевича Ржевского, о котором у вас есть отдельная лекция, а также Ипполита Федоровича Богдановича. Его знаменитую шутливую поэму «Душенька», где разработан сюжет об Амуре и Психее, переработанный на русские нравы и поданный, с одной стороны, трогательно, лирично, нежно, с другой стороны, иронически. А также творчество Якова Борисовича Княжнина — драматурга, который писал и трагедии, и комедии, и хотя в целом соблюдал систему классических правил, однако редко в его творчестве мы можем встретить однозначную оценку характера, и герои его не являются, как правило, ни злодеями, ни добродетельными персонажами. Особенно мы видим это в комедии, где властвуют случай, счастье, фортуна.

Счастье строит всё на свете,
Без него куды с умом:
Ездит счастие в карете,
А с умом идешь пешком.

В конце XVIII века черты рококо проявились также в творчестве Ивана Ивановича Дмитриева, у которого они причудливо сплетаются с чертами уже нового стиля — сентиментализма.

Черты рококо XVIII века отразились и в литературе последующей эпохи. В частности, они заметны в творчестве молодого Пушкина, который в «Евгении Онегине» говорит:

Мне галлицизмы будут милы,
Как прошлой юности грехи,
Как Богдановича стихи.

И галлицизмы, и стихи Богдановича — это и есть те черты рококо, которые перешли из поэзии XVIII века в классическую русскую поэзию следующей эпохи.