Филологический факультет СПбГУ | ||
|
Почти одновременно с барокко, через несколько десятилетий после распространения стиля барокко в русской литературе, в русскую культуру стали проникать элементы другого литературного направления, другого стиля эпохи — классицизма. На первый взгляд классицизм принципиально отличается от барокко.
С точки зрения представителей классицизма, главной задачей человеческого ума и искусства, как одной из форм проявлений человеческого ума, является постижение истинных основ мира. Искусство должно показать гармоническое совершенство бытия прямо, непосредственно. Именно гармония, ясность, разумность, логичность жизни должны быть раскрыты средствами искусства. Подобное понимание задач искусства, свойственное классицизму, во многом связано с философской основой этого направления. Этой философской основой является философия великого французского математика и философа Рене Декарта, философия, которая получила название картезианской, по латинской форме его имени — Cartesius.
Опираясь на философию Рене Декарта, художники классицизма строили свой художественный мир. К этим художникам можно отнести таких выдающихся писателей, великих писателей, как Пьер Корнель, Жан Расин, Буало, Лафонтен. Прежде всего во Франции классицизм достигает своего расцвета. Надо сказать, что в России классицизм тоже переживает одну из самых замечательных страниц своего существования. Национальная форма русского классицизма является одним из высших достижений классицизма в целом.
На первый взгляд классицизм принципиально отличается от барокко. Если мы сравним, например, живопись классицизма и живопись барокко, Клода Лоррена, художника классицизма, и Пауля Рубенса, художника барокко, мы увидим, насколько различны творимые барокко и классицизмом художественные миры. Но с другой стороны, при всех бросающихся в глаза отличиях, барокко и классицизм в чем-то похожи. Цель у этого искусства одна и та же — обнаружить гармоническое совершенство мира. И для барокко, и для классицизма знаменитые слова «Сотри случайные черты, и ты увидишь — мир прекрасен!» являются своего рода руководством к действию, только барокко полагало, что стирать эти случайные черты надо после того, как они буду показаны искусством, а классицизм предлагал более прямой путь к гармонии: не обращая внимания на конкретику, сразу показать совершенство основ бытия. Исходя из этих самых общих принципов, художники классицизма разрабатывали свою литературную теорию и соответствующую ей литературную практику.
С точки зрения картезианской философии, мир должен быть понят не во всей его сложности разом, а по отдельности. Для познания мира, для погружения в бытие необходимо разделить мир на отдельные фрагменты. Каждый фрагмент должен быть познан по отдельности, простая арифметическая сумма этих познанных по отдельности фрагментов и составляет адекватную, правильную картину мира в целом. Именно так строилась литературная практика писателей-классицистов. Они предполагали, что жизнь надо изображать не в целом, а именно в отдельных ее частях. Для этого существует разветвленная жанровая система. Каждому жанру соответствует определенный фрагмент жизни. Например, духовная ода или философская поэма посвящены изображению взаимоотношений человека с Богом, героическая эпопея или торжественная ода изображают историческую жизнь в ее величии, а комедия или эпиграмма показывают жизнь неправильную, жизнь людей, погруженных в свою конкретность и не проявивших совершенства бытия, которое заложено и в них, но искажено именно этой их конкретностью. И, в каждом жанре показывая ту или иную часть бытия, писатели-классицисты полагали, что в целом своим творчеством они представят ими полностью. Именно поэтому для писателей-классицистов так важна многожанровость. Они обращаются к разным жанрам для того, чтобы представить жизнь в ее полноте.
Исходя из этой жанровой системы, из своих главных установок, писатели-классицисты очень большое внимание уделяли ясности своих собственных текстов, ведь гармонией, логичностью, стройностью композиции, ясностью и прозрачностью стиля литературные произведения эпохи классицизма своей фактурой должны были явить ту гармонию, которая лежит в основе бытия и которую классицизм стремился показать. В связи с этим стиль писателей-классицистов относительно прост. Тут мы не увидим сложных образов, замысловатых метафор, амплификации. Наиболее распространенный троп в литературе классицизма — это метонимия, то есть перенос значений по логическим признакам. Логика, рациональность — это очень важные черты классицизма. И недаром писатели-классицисты полагали, что литература должна не только создаваться в виде конкретных художественных текстов, для успешного развития литературы нужна ясная и четкая литературная теория, которая определяет, как писать, как строить свои произведения, каким художественными приемами пользоваться.
Отчетливо выраженная и обязательная для писателя литературная теория — это очень важная черта классицистического искусства. Во Франции эта теория была реализована, прежде всего, в знаменитой поэме Никола Буало «Поэтическое искусство». В России же эту задачу выполнил Александр Петрович Сумароков, который в своем творчестве большое внимание уделял проблемам рефлексии, то есть теоретическим проблемам, и предложил своим читателям определенные литературные правила, которые он оформил в двух эпистолах, то есть в двух стихотворных письмах, «Эпистола о языке» и «Эпистола о стихотворстве», в которых он ориентировался на Никола Буало и на традиции французского классицизма. Опираясь на достижения Сумарокова, его последователи и его ученики, такие как Михаил Матвеевич Херасков, Василий Иванович Майков, Ржевский, более поздний автор Богданович, Яков Борисович Княжнин, развивали в своем творчестве главные художественные принципы классицизма. Благодаря этому в русскую литературу вошли новые темы, новые жанры, например, трагедия классицизма, басня, которая не играла до распространения классицизма в русской литературе столь значимой роли. Развивая принципы классицизма, эти авторы во многом полемизировали с барокко, но, как ни странно, в ряде случаев элементы барокко и классицизма соединялись, таким примером является поэтическое наследие Михаила Васильевича Ломоносова. Это не удивительно, если мы вспомним, что, несмотря на все отличия, между барокко и классицизмом было и внутреннее, глубинное сходство. Эти искусства, эти стили, в конечном счете стремились к одному — к обнаружению гармонии бытия.