Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 2
Литературные направления в русской литературе XVIII века

Введение

Сегодня мы будем говорить о литературных направлениях в русской литературе XVIII века, то есть мы попытаемся увидеть литературную жизнь этого периода с точки зрения теории литературы. В разработке и реализации этой темы принимали участие три преподавателя филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, три участника семинара «Русский XVIII век». Николай Александрович Гуськов прочитает лекцию, посвященную рококо. Евгений Михайлович Матвеев рассмотрит проблему соотношения теории литературного направления и конкретного литературного материала. А я, Петр Евгеньевич Бухаркин, прочитаю четыре раздела: «Барокко», «Классицизм», «Предромантизм» и «Сентиментализм».

Я недаром сказал, что сегодня мы попытаемся увидеть литературный материал с точки зрения теории литературы. Дело в том, что само понятие «литературное направление» не является понятием литературной жизни, то есть писатели не относят себя к барокко, классицизму или сентиментализму. Как правило, они видят в себе представителей каких-то групп, школ, но не направлений. Само понятие «литературное направление» — это понятие теории литературы. Литературоведы, изучая историю литературы, историю искусства, видят, что в определенные периоды обнаруживается единство самых общих художественных принципов и принципов порождения текста. Вот это единство и получило название «литературное направление».

В том случае, когда литературные направления затрагивают не только литературную жизнь, но и жизнь музыкальную, живопись, архитектуру, даже стиль жизни, их часто называют «стили эпохи». Именно такими стилями эпохи и являются, между прочим, и барокко, и классицизм, и, в каком-то смысле, рококо, возможно, и предромантизм.

Именно об этих направлениях, об их значении для русской литературы, об их соотношении с другими явлениями европейской художественной жизни мы и будем говорить сегодня. Рассматривая те проблемы, которые встанут перед нами, мы с неизбежностью будем выходить за пределы чисто литературного материала. Напомню, что и барокко, и классицизм, и рококо являются действительно стилями эпохи, то есть обнаруживаются в разных сферах человеческой деятельности, поэтому, говоря о литературном барокко или о литературном предромантизме, мы будем говорить и о явлениях предромантизма, барокко, классицизма, рококо и сентиментализма и в музыке, и в живописи, и в архитектуре, что позволит нам полнее и отчетливее увидеть специфику этих явлений, понять их главные принципы и те интенции, которые испытывали творцы текстов, относящихся к этим направлениям.