Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 10
Творчество Н. М. Карамзина

Урок 6
На подступах к роману о герое эпохи: «Лиодор» и «Рыцарь нашего времени» Н. М. Карамзина

Роман о герое эпохи долго не давался в руки русским писателям. Вспомним, в частности, что Александр Сергеевич Пушкин, автор «Евгения Онегина», романа в стихах, только в конце своей жизни подошел к идее написания такого романа в прозе: известны отрывки под условным названием «Русский Пелам». Карамзин также внес в копилку попыток создать роман или какое-то более-менее крупное произведение о герое времени свой вклад.

Первая его попытка относится к раннему периоду творчества, к 1792 году, когда Карамзин публикует в своем «Московском журнале» повесть «Лиодор», которая, к сожалению, так и осталась незавершенной. Чем интересен для нас «Лиодор»? Помимо тем дружбы, любви, утраты, радости обретения новых друзей, путешествий, самая главная тема этого произведения — идея воспитания и становления героя, но не просто героя, а русского дворянина, причем дворянина с сознанием русского европейца. Лиодор, главный герой повести, в двенадцать лет был отправлен своим отцом, русским дворянином, учиться за границу в университет в Лейпциге. Там и прошла вся его юность, прошли его молодые годы и годы учебы. Неудивительно, что когда Лиодор получает извещение о кончине отца, он обнаруживает, что в его душе нет тех чувств, которые истинно чувствительный сын должен был бы питать к чувствительному отцу. Герой ощущает себя в России как бы чужим. Только последняя нить связывает его с родиной — любовь к матушке. Но когда мать Лиодора также умирает, он чувствует себя абсолютно лишним на родине и отправляется в путешествие. Мысль о русском европейце, а возможно, где-то и о лишнем человеке, как мы видим, появляется уже в раннем и незавершенном произведении Карамзина. Впрочем, произведение «Лиодор» не только о становлении, взрослении русского дворянина. Очень важна в этой повести тема дружбы.

Счастлив, кто имеет нежную душу — душу, которая примечает все движения Природы и вместе с нею изменяется в чувствах своих — цветет и увядает вместе с нею! <…> Но еще стократно счастливее сей смертный, когда найдет он подобного себе человека, которого душа есть также чистое зеркало Природы.

Так начинает произведение повествователь, друг Лиодора, который, собственно, и пишет воспоминания о Лиодоре.

Вторая очень важная идея произведения — это рассуждения о русском дворянстве, о том русском дворянстве, которое было прежде и которое есть сейчас, в эпоху Карамзина. И вот удивительно! Русский европеец Карамзин, а вслед за ним и русский европеец — повествователь (такой образ создается в произведении), и Лиодор, который вырос вдали от родины и тоже чувствует себя скорее европейцем, нежели русским, все эти герои приходят к выводу, что в прежние времена дворяне жили правильнее, они были более русскими по духу. И это было правильно и хорошо. Сейчас же, погнавшись за европейской культурой, за европейскими, можно сказать современными словом – ценностями, дворяне, конечно, стали более образованными, культурными, в европейском смысле, но, возможно, утратили какую-то естественную, присущую им от рождения частичку души.

Первая попытка написать повесть или роман о герое времени осталась незавершенной. Увы, такая же участь постигла и следующую попытку Карамзина. С 1799 по 1803 год он пишет, очевидно, с перерывами (и, судя по всему, с довольно большими) повесть или, возможно, также роман под названием «Рыцарь нашего времени». Повествование на сей раз ведется от третьего лица. Нарратор, или повествователь, не принадлежит повествуемому миру, он знаком с некоторыми героями, и прямо говорит об этом, делает много лирических, философских и характерологических отступлений. Третья повествовательная форма позволяет ему это делать достаточно часто. Повествование может быть пронизано меланхолическими нотками, может быть ироничным, может быть шутливым, может быть всяким. В «Рыцаре нашего времени» Карамзин демонстрирует все свои возможности прекрасного прозаика. Действие начинается еще до рождения главного героя. Карамзин сообщает о его семье, его родителях, обстоятельствах, в которых появился на свет маленький Леон Радушин, сын капитана Радушина. Пожалуй, чаще, чем в других произведениях, в «Рыцаре нашего времени» присутствуют некие завуалированные, а иногда и прямо данные автобиографические нотки. Так, главный герой теряет матушку, правда, в значительно более позднем возрасте, нежели сам Карамзин, но этот сюжет описан очень подробно и дан комментарий повествователя. Другой интересный момент: герой нашего произведения рождается примерно там же, где и Карамзин: там, где Свияга впадает в величественную Волгу. Эти автобиографические нотки делают героя, с одной стороны, похожим на Карамзина, с другой стороны, делают его слегка похожим и в то же время совсем другим. В романе много внимания отводится повествованию о провинциальном дворянстве, но, конечно же, в первую очередь, говорится о воспитании и становлении чувств, развитии ума и сердца маленького Леона Радушина. Мечтательный, склонный к меланхолии мальчик, рано потерявший мать, конечно же, страдает от своего сиротства. Он много читает. И Карамзин показывает, насколько важным становится это чтение для сознания героя, для развития его души. Именно из книг, из романов Леон понимает, что есть добро, что есть зло, видит, что добро в романах всегда торжествует. Повествователь делает пространное отступление, где говорит, что, конечно, в реальной жизни Леона еще ждут бури, его ждут неприятности и в первую очередь разочарования. Жизнь — не роман. Не всегда добро победит зло в этой жизни. Не всегда это будет и в жизни самого Леона, но его душа подготовлена к некой высокой цели, его душа всегда будет душой нравственного, чистого, чувствительного человека.

Интересно, что и в данном повествовании настойчиво проводится мысль об истинности всего изображаемого. Так, например, повествователь в какой-то момент, отвлекаясь от биографии героя, обращается напрямую к читателю. Это очень популярная у Карамзина форма общения с «любезным читателем». И говорит нарратор следующее:

Государи мои! Вы читаете не роман, а быль: следственно, автор не обязан вам давать отчета в происшествиях. Так было точно!.. — и более не скажу ни слова. Кстати ли? У места ли? Не мое дело. Я иду только с пером вслед за судьбою и описываю, что творит она по своему всемогуществу…

Показательно, насколько велика у Карамзина эта установка на истинность и справедливость всех описываемых событий. Тяготение к реальности, реалистичности изображаемого свойственны Карамзину, как в ранних произведениях, так и в его последнем прозаическом произведении, неоконченном романе или, возможно, повести (тут мы никогда не узнаем, как оно было задумано на самом деле!) о герое века.