Филологический факультет СПбГУ | ||
|
В мае 1789 года Карамзин наконец-то отправляется в долгожданное зарубежное путешествие. Он путешествует по Германии, Швейцарии, Франции и Англии, а из Англии 15 июля 1790 года морским путем возвращается в Петербург. Во время своей поездки Карамзин знакомится с интересными писателями, учеными, самыми блестящими умами Европы, посещает достопримечательности, осматривает музеи, бывает в салонах, на публичных собраниях, знакомится с жизнью как высшего общества, дворянства Европы, так и с простыми людьми. Так, например, он видит альпийских пастухов в Швейцарии и подробно описывает это в «Письмах русского путешественника».
Вернувшись из европейского путешествия, Карамзин первым делом объявляет о том, что будет издавать «Московский журнал», в котором, в качестве первой заявки, он объявляет рассказ о своих впечатлениях о европейской поездке. И действительно, в каждом номере «Московского журнала», с января 1791 по декабрь 1792 года, появляются отдельные части или письма, которые составили целый корпус «Писем русского путешественника». К сожалению, весь замысел Карамзину в этот раз осуществить не удалось. По цензурным и другим соображениям в декабре 1792 года «Московский журнал» вынужден был преждевременно прекратить свое существование, поэтому на тот момент в рамках журнала увидели свет письма из Германии, Швейцарии и несколько французских писем. Все остальные французские письма и письма из Англии были опубликованы только в 1801 году, уже после смерти императора Павла I, в самом начале Александровской эпохи.
Что же такое «Письма русского путешественника»? Что это за жанр? Жанр писем, это понятно. Чем же они интересны? Вот как говорит сам автор, Карамзин, о своем замысле:
Пестрота, неровность в слоге есть следствие различных предметов, которые действовали на душу молодого, неопытного русского путешественника: он сказывал друзьям своим <…> что он видел, слышал, чувствовал, думал, — и описывал свои впечатления <…> не в тишине кабинета, а где и как случалось, дорогою, на лоскутках, карандашом.
Однако не следует думать, что повествование «Писем русского путешественника» — это пестрое, лоскутное одеяло, в котором разные впечатления наскакивают друг на друга и идут вперемешку. Перед нами очень цельная картина изображения жизни в Европе, жизни европейца. Самое главное для Карамзина — изобразить жизнь в Европе через призму взгляда русского европейца, просвещенного русского путешественника. У «Писем русского путешественника» существует две традиции, на которые опирался Карамзин. Первая традиция — стернианская. Лоренс Стерн в 1768 году написал «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», и создал его в субъективно-лирическом ключе. Мы уже ранее говорили о субъективно-лирическом повествовании. Чем субъективно повествование Стерна? Для него все пронизано точкой зрения исключительно героя-повествователя, Йорика. Так, например, если в центре повествования появляется собор и тут же возникает хорошенькая девушка с зеленым кошельком, то для Йорика, а Йорик является точкой зрения в повествовании, перестает существовать собор и все остальное, а в центре внимания оказывается только девушка, и девушка будет важнее собора. У Карамзина этого не происходит. У него субъективно-лирическая струя не настолько сильна, она не подавляет объективные тенденции.
Вторая традиция, на которую ориентировался Карамзин, это также английская традиция путешествий, но так называемая достерновская. Например, в этом ключе писал французский писатель Дюпати свое «Путешествие по Италии в 1785 году». «Путешествие» Дюпати изобилует фактологическим материалом, для него важны факты: факты о социальной жизни итальянцев, их семейной жизни, устройства общества, культуры, искусства, многие другие области жизни, даже есть информация об итальянском языке с точки зрения филологии (даже такие небольшие отступления есть у Дюпати).
Карамзин активно использовал обе эти традиции. Он так умело смешал их, что мы, действительно, видим жизнь Европы через призму сознания русского европейца, русского путешественника, который сочувствует одним идеям, спорит с другими точками зрения и видит Европу в очень индивидуальном, интимном, лирическом ключе, но и не забывает говорить о важнейших событиях того времени.
«Письма русского путешественника» оказали значительное, очень важное влияние на последующие путешествия на русской почве, описание этих путешествий, в первую очередь – на сентименталистов, так называемых «массовых карамзинистов», учеников и подражателей самого Карамзина. Здесь, например, можно отметить путешествия Измайлова и Шаликова. Путешествие Владимира Измайлова 1800 – 1802 гг. называется «Путешествие в полуденную Россию». Князь Шаликов написал два путешествия: «Путешествие в Малороссию» и «Путешествие в Кронштадт», оба в начале 1800-х годов.