Филологический факультет СПбГУ | ||
|
Если мы обратимся к творчеству Николая Михайловича Карамзина, начнем с самых истоков этого творчества, мы в первую очередь удивимся, насколько же много успел сделать писатель за столь короткий срок. Каковы хронологические рамки творчества Карамзина? Если считать правильным датировку его стихотворения «Поэзия», а это 1787 год, и сам Карамзин на этом настаивал, а последнее его произведение «Рыцарь нашего времени» было написано в 1803 году, то мы понимаем, что срок очень невелик. Как же много успел сделать Карамзин за это время!
Первая самостоятельная оригинальная повесть Карамзина носит название «Евгений и Юлия» и также подзаголовок «Истинная русская повесть». Установка на истинность была присуща Карамзину на протяжении всего его творчества, и Карамзин следовал этому принципу безукоснительно. Сюжет «Евгения и Юлии», если мы посмотрим на него критическим взглядом, в общем-то прост и незамысловат. Идиллическая ситуация: в деревню возвращается из дальних краев, из-за границы Евгений, чувствительный герой, сентиментальный юноша. Он возвращается к матушке и к ее воспитаннице Юлии — тоже чувствительной, сентиментальной девушке. Молодые люди полюбили друг друга. Ничто не мешало их счастью, все готовились к их свадьбе, но в разгар подготовки к торжеству Евгений скоропостижно умирает по непонятным причинам. Жизнь матери и несчастной невесты разбита навсегда. Идиллическая природа, окружающая героев, не в состоянии утешить их в их горести. Казалось бы очень простой сюжет. Очень много идиллий было написано в таком духе разными писателями, но Карамзин, совсем еще молодой, умеет и в этот сюжет привнести свое.
Что нас интересует в первую очередь? Карамзин тем и интересен, что у него никогда нет одной прямолинейной мысли. Всегда в его прозе, поэзии, в любом произведении есть некоторая парадоксальность, есть две идеи: за и против, pro et contra. Происходит это уже в первом самостоятельном произведении Карамзина. Как же это делает писатель? В конце изображается могила Евгения, умершего юноши, говорится о том, что молодые юноши и девушки всегда празднуют около этой могилы праздник Прекрасного мая, но, продолжает повествователь, отцы их и матери никогда мимо без тяжелого сердечного вздоха не проходят.
Казалось бы, природа взяла свое. Гармония в идиллическом мире вновь установлена, несмотря на смерть Евгения, но старое поколение всегда помнит об этой трагической смерти. Смерть — это и неизбежность, но это и трагедия. Эта мысль проходит у Карамзина практически через все его произведения.
В «Евгении и Юлии» также интересно сочетание двух идеологий. Первая идеология — это идеология масонская. На Карамзина повлияли масоны, в большой степени их идеология, а именно самая главная масонская идея о том, что смерть — не зло, смерть является неизбежным для каждого человека состоянием, не нужно ее бояться, нужно, скорее, опасаться и не доверять внешнему, чувственному, зримому миру. Это первая идея, которая присутствует в «Евгении и Юлии». Вторая идея в «Евгении и Юлии» — это, несомненно, мощная сентименталистская струя. Герои выражают свои чувства, гуляют, мечтают на фоне природы. Природа, благая природа, идиллический пейзаж всегда окружает героев, и это еще одно очень важное свойство прозы Карамзина, и не только прозы, всего его творчества. Природа и человек, человек и природа — эти связи всегда показываются в «Евгении и Юлии».
Если пойти дальше и поговорить о том, что происходило в прозе Карамзина между «Евгением и Юлией» и самой популярной повестью «Бедная Лиза», то здесь следует отметить несколько переходных элементов. Ими стали такие интересные очень короткие лирические отрывки в прозе, как, например, «Ночь», где лирический герой на протяжении всего повествования ожидает свою возлюбленную Хлою. Казалось бы, ничего не происходит, герой замер в ожидании, но нет. Вся природа принимает участие, а точнее, как будто бы, с точки зрения лирического героя, принимает участие в его нетерпеливом ожидании. Ярко светит месяц, поет соловей, каждая травка курится благовонием и так далее. Природа живет вместе с героем, она как будто сочувствует его любовному нетерпению. Следующим произведением после «Ночи» следует упомянуть повесть «Лиодор», будучи исповедью сына века, она осталась незаконченной. Но подлинную популярность принесла Карамзину именно «Бедная Лиза».
В 1792 году в «Московском журнале» была опубликована эта повесть, и Карамзин буквально в одну ночь проснулся знаменитым. Чем же так привлекло это произведение «любезных читателей»? Главная мысль произведения — «и крестьянки любить умеют», то есть идея внесословной ценности человека принадлежит, на самом деле, конечно же, не только Карамзину. И до Карамзина пытались другие писатели-сентименталисты провести эту главную для чувствительной литературы мысль. Дело в том, как Карамзин развил эту идею.
Чувствительная, нежная крестьянка Лиза – сирота (у нее нет отца, у нее есть только нежная болезненная матушка), она полюбила тоже чувствительного, но эгоистичного дворянина Эраста. Любовь заканчивается трагически: Эраст бросает Лизу ради денег, ради денежного вопроса. Он проигрался на войне в карты, потерял свое состояние и вынужден жениться на богатой пожилой вдове, которая влюблена в него. Он бросает Лизу, откупаясь от ее любви деньгами, чем еще сильнее ранит ее сердце. Лиза топится в пруду, кончает жизнь самоубийством. Вторая главная мысль произведения в том, что повествователь ни в коей мере не выступает против такого поступка героини, он прощает героиню, принимает ее решение. Самоубийство для него не выступает смертным грехом. Наоборот, он говорит следующее:
Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!
Самое интересное, что и в этой истории любви крестьянки и барина природа играет значительную роль. Упоминание в самом начале повести о стенах Симонова монастыря очень важно. Природа, пруд, пейзаж, который то сочувствует героине, то как будто бы равнодушен к ее переживаниям и страданиям, всегда живой, активный пейзаж. Природа никогда не бывает у Карамзина простой декорацией или фоном, она всегда живая, активная, а иногда и активнее самого персонажа.
Если говорить о других произведениях Карамзина, то в 1794 году он снова удивил своих читателей, представив светскую повесть «Юлия», которая посвящена, увы, совсем не сентиментальной героине. Самовлюбленная героиня не замечает преданной и верной любви ее самого главного поклонника, Ариса. Она, по сути, отвергает его любовь, хотя и выходит за него замуж. В результате она увлекается блестящим и красивым, богатым, знатным, но абсолютно бездушным и эгоистичным князем N* и теряет мужа. Муж оставляет ее, так как не может смириться с ее духовной изменой. Но Карамзин, опять же, не был бы Карамзиным, если бы показал историю какого-то не очень интересного адюльтера или чего-то в этом роде. Карамзин изображает свою героиню абсолютно не сентиментальной с другой целью. Он хочет показать заблуждение героини, но он хочет показать и её прозрение. В какой-то момент героиня понимает, что в ее несчастьях виновен вовсе не ловелас князь N*, а только она сама, ее себялюбие и неспособность оценить истинные чувства. Героиня уезжает в деревню, раскаивается и, наконец, это дает ей возможность стать подлинной, настоящей женщиной, верной женой и прекрасной матерью.