Филологический факультет СПбГУ

О семинаре   ≈    Участники   ≈    События   ≈    Студенческий семинар   ≈  Проекты   ≈   УМК   ≈    Публикации


Модуль 1
Русская литература XVIII века
в контексте истории русской литературы

Введение

Лекционный курс «Русская литература XVIII века. Пути развития и историко-литературный контекст» подготовлен сотрудниками научного семинара «Русский XVIII век», который действует на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. В разработке концепции этого курса и ее реализации принимали участие Николай Александрович Гуськов, Евгений Михайлович Матвеев, Марина Валерьевна Пономарева, Анна Юрьевна Тираспольская и я, Петр Евгеньевич Бухаркин.

Предлагаемый сейчас курс недаром называется не «История русской литературы XVIII века», а «Русская литература XVIII века. Пути развития и историко-литературный контекст». В наши задачи не входила систематическая историческая презентация литературной жизни этого времени. Мы стремились показать специфику этой эпохи и для этого сосредоточились на главных узловых моментах литературного развития того времени. Это, прежде всего, историко-литературный контекст, то есть связь русской литературы с церковью, с языковыми процессами, с европейской литературой, с политической жизнью и так далее. Во-вторых, это личность писателя в ее соотношении с общими тенденциями культурного движения. Здесь в качестве примеров мы избрали творчество Гаврилы Романовича Державина и Николая Михайловича Карамзина — возможно, тех авторов, в деятельности которых индивидуальное, личностное начало проявилось особенно отчетливо. И, наконец, третья группа тем, третий аспект, в котором мы будем говорить о литературе XVIII века, — это теоретический аспект. Мы стремились показать, как в литературной жизни той эпохи развивались, модифицировались, обогащались привычные понятия литературной жизни, такие как «жанр», «литературное направление». В совокупности, как представляется, это и позволит нам представить литературную жизнь столетия, которое один из его самых трагических, блестящих и глубокомысленных наблюдателей, Александр Николаевич Радищев, определил как «столетие безумно и мудро».

Первая тема нашего курса посвящена как раз литературным контекстам, в которых рассматривается литература XVIII века. Это, прежде всего, научный контекст. Я расскажу вам о том, как изучалась литература XVIII века в филологической науке. Потом это контекст русской литературы: какое место этот период занимает в общем движении словесного искусства России. Следующий поворот темы — это европейский литературный контекст: в какие коммуникативные операции вступала русская литература с европейской культурой, каков был тот диалог, который она вела с главными литературами европейских стран. С этой же стороной проблемы связан и вопрос о рецепции античного искусства, о рецепции, которая в русской литературе как раз и падает на XVIII века. И наконец, в заключение этого рассмотрения литературы в культурном контексте мы остановимся на языковых проблемах: в каких взаимоотношениях русская литература находилась с формирующимся и развивающимся русским литературным языком.